7 вопросов финансовому эксперту Дмитрию Наривончику

для амбиций
30 апреля 20214 минуты на прочтение
В «Экономической газете» опубликовали рейтинг банковского сектора Беларуси по результатам финансовой отчётности по НСФО, назвав выстоявших и упавших игроков 2020 года (сейчас этот материал доступен по подписке). Now постучался с вопросами к автору публикации — финансовому эксперту и автору Telegram-канала «Нетрудовые доходы» Дмитрию Наривончику, чтобы разобраться, в чём Альфа преуспела, а в чём уступила другим игрокам. 
Дмитрий Наривончик

Справочно

НСФО — Национальный стандарт финансовой отчётности. 
Я бы сказал, что это был очень сложный год для банковской отрасли. Помимо проблем, с которыми в 2020-м столкнулся почти каждый бизнес, — пандемия, резкое сокращение спроса, очередной виток девальвации — белорусские банки встретили ряд отраслевых проблем. Это отток средств клиентов, возросшие кредитные риски и сокращение процентной маржи до отрицательных значений (когда ставки по кредитам ниже, чем ставки по депозитам, и банкам приходится давать деньги взаймы и работать по некоторым сделкам в минус).

Можно сказать, что тучные годы для банковской сферы прошли. Настало время меряться не объёмом финансовых мышц, а эффективностью бизнес-моделей. И здесь, на мой взгляд, Альфа-Банку есть что сказать. 
Я бы выделил три критерия: ROE, CIR, инновации. Первый параметр — ROE — рентабельность собственного капитала, то есть способность банка приносить больше прибыли на каждый рубль разницы между активами и обязательствами. 

Второй параметр — CIR — соотношение операционных расходов бизнеса к операционным доходам. Этот показатель сейчас ещё важнее, чем раньше, поскольку избыточных денег в отрасли нет. 

Третий параметр — инновации — лидерство в продуктах и решениях. Это как раз о том, что обеспечит банку доходы завтра. 
Меня впечатлила эффективность Альфа-Банка как бизнеса. При размере собственного капитала в 390,4 млн рублей банк сумел заработать 193 млн рублей прибыли до отчислений в резервы и налогов. Это выдающийся результат, особенно на фоне такого непростого года. Конечно, здесь есть и эффект «попутного ветра»: серьёзную поддержку банкам оказали доходы от продажи валюты. Так, по этому направлению Альфа-Банк заработал на 65 млн больше, чем в прошлом году. Однако и другие направления серьёзно внесли свой вклад. При этом CIR оказался в пределах нормы — менее 50%. Если бы лично я был в жюри и оценивал эффективность банков, то однозначно отдал бы гран-при Альфе. 
Помимо темпов роста, я бы отметил как раз третий критерий оценки банков — инновации и лидерство в продуктах. Это удобные, интуитивно понятные мобильные приложения, высокое качество клиентского обслуживания, премиальные услуги с фантастическими темпами роста (то же Доверительное управление). В общем, остаётся пожалеть, что акции Альфа-Банка не обращаются на бирже, чтобы можно было стать акционером такого бизнеса. 
Я бы не сказал, что Альфа-Банк серьёзно в чём-то уступает другим банкам. Да, возможно, у Альфы нет каких-то отдельных продуктов вроде распространённых сейчас карт рассрочек, но, на мой взгляд, и не нужно гнаться за всем — гораздо эффективнее сосредоточится на том, в чём у банка есть компетенции, позволяющие показывать отличный результат. 
Прежде всего, это темпы роста — собственного капитала, активов, прибыли. 
Не вижу особых изъянов — по всем ключевым показателям отмечается рост, хорошая динамика кредитного портфеля и средств клиентов. Видно, что отток средств из банковской системы не задел Альфа-Банк. При том, что Альфа редко и в небольших объёмах прибегала к обращению за ликвидностью в Нацбанк РБ. Так что можно сказать, что Альфа-Банк сам справился с возникшими трудностями 2020-го.