13 ноября на InSync TV вышел первый эпизод “Бизнес-Хватки”: онлайн-шоу, в котором звёзды белорусского предпринимательства задают друг другу важные вопросы в надежде на честные ответы. Стартовый дуэт - инвесторы Виктор Прокопеня и Олег Хусаенов. Конечно, в Now посмотрели выпуск заранее - чтобы собрать для вас 10 сильных цитат:)
- Если вы хотите делать бизнес в Беларуси и зарабатывать деньги на местном рынке - мне кажется, это плохая идея. Я говорю про IT-бизнес. Нужно жить в Беларуси, иметь разработчиков здесь и зарабатывать “вне”, на других рынках. Это самое классное, что можно делать. Рынков в мире - море, денег и идей - море, всё постоянно меняется. Никогда не было так легко заниматься бизнесом, как сейчас.
- Каждый человек состоит из комплексов. Хорошо, что у меня комплексы такие - они мне помогают. Я закончил университет в 87-м году. Ну, получил бы я [тогда] бизнес-образование… Чего бы стоило это бизнес-образование для меня сейчас? Ничего по большому счёту - фундаментальные вещи с того момента в экономике изменились. То, что я продолжаю беспрестанно учиться экономике - это хорошая вещь. По поводу английского языка: да, я не владею им на 7+ по
IELTS - но я владею на 6+! И мой прогресс очень хорош (Олег Хусаенов изучает английский с 45 лет, сейчас ему 54. Виктор Прокопеня не знает других таких примеров - прим. Now). Когда ты видишь свою слабую сторону, можно с ней бороться.
- В 13-м году я хотел инвестировать в белорусские бизнесы, которые зарабатывают здесь и находятся в интернете. Такой бизнес в Беларуси на то время был один - с заработком, понятной бизнес-моделью и большой долей на рынке. Тогда это выглядело очень интересным, я смотрел на него как на бизнес. Мы сделали оффер, исходя из нашей оценки, по-моему, в 10 годовых прибылей.
Юрий Зиссер хотел гораздо больше, поэтому мы не договорились - это раз. А как потом оказалось, владеть в Беларуси медиа та ещё проблема - это два. Поэтому слава богу, что этого не произошло (смеётся). Три: последнее, что бы хотелось видеть с TUT.by - это как его купили какие-то люди, у которых есть не бизнес-цели, а цели пропаганды чего-то там.
- Это фейк-ньюс (разговор идёт о посте с предполагаемой схемой продажи Хусаенову и перепродажи Прокопене, опубликованном в телеграм-канале “Папаратор” - прим. Now).
- Люди должны очень глубоко понимать, что они делают. Тогда в компании не возникает вопроса “демократия или диктатура” - это всё совершенно нерелевантно. Если мы вместе договорились и глубоко поняли, что нужно, то ты подчиняешься определённой общей задаче. Но если у вас какие-то крутые люди не делают каких-то простых вещей, значит, что-то фундаментально не так с таким человеком. Это очень серьёзный звонок, который может потянуть за собой большое количество других проблем.
- Когда ты говоришь, что компания должна двигаться и развиваться - её кто-то должен двигать и развивать. Не мы с тобой. Ты правильно сказал: мы сидим на борде (в совете директоров - прим. Now), можем обсуждать, та стратегия или не та стратегия… Но кто-то за эту компанию несёт полную ответственность. Он должен быть очень хорошо замотивирован. Деньгами или чем-то ещё. И когда я ему говорю: “Слушай, вся пирамида ответственности на тебе, всё на тебе! Но при этом мотивация твоя будет размазана по огромному количеству людей”. Что он будет думать?! Он будет демотивирован.
- В мире миллиарды так называемых
unbanked-людей. И для их трансграничных переводов криптовалюты - это суперская штука: быстро, 24/7, хорошо работает, любые суммы… Это реальный кейс, который очень классно выполняется криптовалютами, и уже в этом их большая ценность. Это хороший пример использования, поэтому это не только спекулятивный инструмент. И этих реальных кейсов использования всегда будет больше - по крайней мере, я в это верю и считаю, что за криптовалютами большое будущее. Сегодня создано много систем противодействия отмыванию криптовалют.
- Ритм. Задаю себе ритм: жизни, года, месяца, недели. Когда ты задаёшь себе ритм, в котором должно хватать времени на бизнес, семью, учёбу, спорт - это позволяет находиться в очень “высоком” режиме. Планирование: я не планирую своё время сам. Никогда. У меня есть отдельный человек. Бренд-менеджер. Смотри: я выхожу “в люди”, начинают происходить естественные коммуникации, нужно определить полезные и бесполезные - и человек фильтрует. Я всем раздаю визитки, а она потом определяет: “С этим будешь встречаться, с этим нет. Потому что для бренда Зубр Капитал это - важно, а это - нет”. Она определяла, приду ли я сегодня сюда.
- Представим два актива с доходностью в 15% и 10%, и с рисками “у первого 1%, у второго 1%”. Их совокупный риск не будет являться суммой этих рисков - он зависит от того, какая между активами корреляция. Чем более разнообразные у тебя портфели, и чем меньше между ними коррелирует доходность, тем меньше твой совокупный риск.
- Если вы хотите уехать из страны - делайте это сразу же, уезжайте. Если хотите делать здесь бизнес - оставайтесь: ваш главный актив - ваша телефонная книжка. Ваша клиентская база в телефоне: вы можете позвонить и быстро договориться о встрече, что-то решить… А вот представьте: вы в 40 лет всё-таки решили покинуть страну и поехали, не знаю, куда-то в Штаты. Ну кому вы там позвоните?! Откройте свою телефонную книжку.
Смотрите
“Бизнес-Хватку” до конца и
готовьтесь придумывать коммент - вас ждёт кое-что особенное:)
Следующий эпизод - совсем скоро. Спасибо за внимание!