Осенняя перезагрузка: как помочь ребёнку по-настоящему отдохнуть на каникулах

для возможностей
30 октября 20205 минут на прочтение

Первая четверть всегда проходит незаметно. Кажется, только вчера были забеги с букетами, чтобы успеть на линейку и услышать волнующую трель первого звонка, а сегодня счастливая малышня уже распланировала «тюлений отдых с планшетом и сладостями». Родители вдруг осознали, что дитятко надо чем-то неделю развлекать. Так, чтобы и с пользой, но не в стиле «каникул строгого режима». Как же правильно поступить: взять под тотальный контроль, чтобы ребёнок за неделю не забыл всё, что успел усвоить, или дать вольную? Лайфхаками качественного отдыха на каникулах поделилась Анна Грановская, педагог-психолог и автор нестандартных учебных пособий для детей.

Вероника Гришкова
Журналистка и мать двоих детей

Режим нарушать нельзя

Главное правило — сохраняем привычки. Безусловно, стоит дать уставшему от школьных будней ребёнку пару дней поспать до обеда, но дальше важно вернуться к обычному режиму. Отдых не должен становиться встряской для организма. Через неделю отвыкший рано вставать школьник будет чувствовать себя уставшим и разбитым при подъёме. Лучше избежать лишнего стресса и максимально сохранить привычный распорядок дня. 

Не нужно укладываться в двенадцать ночи. Приучив ребёнка отходить ко сну в одно и то же время, вы избавляете себя от ненужных проблем: перегруженная за день нервная система маленького человека нуждается в отдыхе, если его нет или он не своевременен, дети капризничают, истерят. Оно вам надо?

Игры вместо заданий

Лучший отдых — это отдых, а не учёба даже по чуть-чуть. Каникулы были придуманы не спонтанно, а исходя из психофизиологических особенностей. Именно поэтому в первом классе предусмотрен даже дополнительный перерыв в занятиях. Это не прихоть, а потребность психики маленьких людей. Поэтому задания — решать, писать и считать на каникулах — прежде всего против природы детей. И уж потом — негуманные требования. Не заставляйте прописывать крючочки и палочки, а предложите конструктор, игры в куклы, машинки, краски, пластилин, глину, тесто. Пусть это будет тренировка мелких мышц рук (моторики), но завуалированная. 

Нет жёсткому планированию

Наверняка, вы уже совершали типичную ошибку прилежного родителя и закупали перед каникулами пособия вроде «100 задач для развития интеллекта». Давайте честно: обычно они остаются нетронутыми, и даже если ребёнок по ним занимается ежедневно из-под палки, эффект почти нулевой, а иногда и негативный — вы обоюдно недовольны такими занятиями.

Ориентируйтесь на интересы ребёнка

Если уж и хотите что-то подтянуть, то поставьте выполнимую задачу и будьте готовы, что план придётся корректировать. Аксиома: сначала хорошие отношения, а потом — выполнение дела. Неконструктивно просить сначала выполнить задание, прописать, почитать, а уже потом «мы с тобой обнимемся, ты поделишься секретом, мы попьём вместе чай». 
 
Ещё лучше ориентироваться на интересы ребёнка. Если он с удовольствием складывает и вычитает или виртуозно обыгрывает вас в шахматы, нет ничего ужасного в том, чтобы поддержать желание совершенствоваться в любимом деле. Главное — без фанатизма: смотрите по настроению. Если ребёнок заинтересован и занимается с удовольствием, то можно предложить что-то посложнее. Если включились капризы и режим сорванца, скорее всего, это говорит о перегрузке.

Читать — не вредно. Вредно — не читать

Понятно, что не стоит впихивать невпихуемое: если список литературы вы сами осилить не в состоянии, вряд ли стоит требовать этого от ребёнка. Определите вместе посильный объём и составьте график чтения. И не бойтесь отойти от школьной программы — лучше читать то, что нравится, чем не читать вовсе.
 
Литература не станет врагом, если её правильно рассредоточить в течение дня. Важно, чтобы ребёнок читал хоть по 5-10 минут, но несколько раз в день: это и охоту не отобьёт, и память будет тренироваться, когда придётся вспомнить, на чём остановился. Ультиматумы сродни «Пока не прочитаешь тридцать страниц — никуда не пойдёшь!» убивают шанс воспитать любовь к чтению. И важное: чтением НЕ наказывают. Не стесняйтесь читать вслух детям, даже если они сами умеют. Читайте по очереди, читайте перед сном. Такие совместные чтения невероятно сближают родителей и детей.

Диджитал-детокс и родительский контроль

От длительного сидения за компьютером ребёнка всё же лучше уберечь. Сидячее положение, напряжение зрительных нервов, пониженный уровень кислорода и отсутствие физической активности быстро скажутся на общем уровне утомляемости. Отдохнуть с планшетом в руках не выйдет, а отказаться от соблазна — непосильная для школьника задача.

У детей нет чувства времени. В этом случае на помощь приходят обычные песочные часы (их можно приобрести в аптеке). Договоритесь о том, сколько ваш ребёнок может смотреть передачи или играть в компьютерные игры. Расскажите, почему должны быть ограничения.

Проводите больше времени вместе

Отчуждение — бич занятых родителей. Постарайтесь найти время для ребёнка, которое вы проведёте вместе. Можно сходить в кино или испечь шарлотку. Важно дать ощущение семейного тепла и полной чаши. Но помните, что каникулы — это не марафон на лучшее родительство. Важно и самим не устать от близости, и детей не задушить внезапно нахлынувшей любовью.

Нужно искать гармонию — зачем эти жертвы, если родители живут только детьми и наоборот, когда родителям в тягость заниматься ребёнком, проще дать в руки телефон. Перезагрузка нужна и родителям. Не стесняйтесь прибегать к помощи родных, друзей или почасовой няни. Когда самолёт повреждён, кислородную маску нужно надеть сначала на себя, и только потом на детей. Точно так же и при выгорании и усталости: в какой-то момент сделайте своим детям «счастливую маму» — сходите одни на прогулку, в магазин, к друзьям.

Больше воздуха

А вот активности много не бывает. Чтобы мозг отдохнул, важно напитать его кислородом. Учёными доказано, что когда мы движемся или занимаемся спортом, в нейронах повышается уровень ацетилхолина, который, в том числе, положительно влияет на концентрацию внимания и способность запоминать. Кроме того, выделяются эндорфины, которые повышают настроение и улучшают психоэмоциональное состояние. Играя на свежем воздухе, детям легче познавать мир. 

Важно каждый день выходить на улицу, а лучше дважды в день.И не по полчасика в торговый центр, а на полноценную прогулку на свежем воздухе. Как говорит небезызвестный доктор Комаровский: «Нет плохой погоды, есть неправильно подобранная одежда». Этим детям жить с этим солнцем, с этим дождем, с этим ветром... Пусть каждый день ребёнок смело ходит на прогулку.