«Некоторые подключались к уроку в пижаме». Дистанционка в школе: хорошо или плохо

для возможностей
25 ноября 20204 минуты на прочтение

Беларусь накрыла вторая волна коронавируса. Тем не менее продлевать школьные каникулы, как весной, не стали. Родители всё чаще обсуждают в чатах возможность отправить детей на дистанционное обучение. Но всегда ли это правильный выход, и может ли заменить традиционную классно-урочную систему? Now узнал это у директора частной школы «Перемена» Екатерины Владимировой.

Вероника Гришкова
Журналистка и мать двоих детей
Переходить на дистанционку весной школе пришлось стремительно. Как только в Беларуси начали регистрировать первые случаи ковида, родители стали массово оставлять детей дома. Когда на занятиях в школе не досчитались половины детей, решили, что пора организовывать процесс обучения онлайн.

— Пришлось максимально быстро реагировать и искать варианты организации учебного процесса, чтобы онлайн-ученики не отстали от сверстников, которые продолжали ходить в школу. Нам повезло: откликнулись родители и максимально помогли организовать все технические моменты. То есть мы не столкнулись со сложностями вроде отсутствия интернета в кабинетах или недостаточного количества компьютеров и видеокамер.
Первые трудности возникли с младшими школьниками. Если ученикам постарше вполне подходил формат онлайн-обучения, когда весь класс подключался к единой платформе и учитель мог вести свой стандартный урок в прямом эфире, то высидеть перед компьютером тридцать пять минут для первоклашки оказалось непосильной задачей.

— Эти дети ещё плохо концентрируются, с ними сложно организовать обратную связь, им нелегко собраться в домашней обстановке. Было забавно, когда некоторые подключались к уроку, сидя в пижаме, а в кадре то и дело появлялись домашние питомцы или младшие братики-сестрички.

Для них больше подходит формат видеолекций на пятнадцать минут, в которых учитель рассказывает новую тему. Такой ролик дети могли просматривать в комфортном темпе: остановиться, чтобы прослушать ещё раз, уточнить у взрослого, если что-то не понятно, или повторить лекцию при необходимости.

— В итоге в прямом эфире у младших школьников проходили только индивидуальные занятия с логопедом и уроки по английскому языку, чтобы учитель мог контролировать артикуляцию и слышать произношение.
Сложности возникали и с проверкой домашнего задания. Его ученики высылали после обеда, а педагоги в перерыве между очными занятиями проверяли работы онлайн и созванивались с теми, кому нужна была помощь. То есть нагрузка на учителя возросла минимум вдвое.

— Это в классе педагог каждому может посмотреть в глазки и знает, возле кого надо стоять во время занятия. Организовать это онлайн невозможно. Кроме того, учителю сложно понять, насколько усвоена тема. Допустим, дома ребёнок прошёл тест — и пошёл дальше. Но тесты не дают чёткой картины. Можно натаскать ребёнка на сдачу ради отметки. Но это формат, от которого уходят во всём мире — усреднённый результат для галочки. Сегодня важно организовать индивидуальный подход. А реализовать это проще в формате классного занятия.
Новый подход пришлось искать и к контрольным работам: когда у ученика под рукой Google, вопросы стоит задавать с заковыкой, чтобы пришлось поискать информацию, а не скопировать её по первой же ссылке.
 
— Когда мы изучали вопрос онлайн-образования, то столкнулись с тем, что здесь очень много возможностей для обмана. Дети начинают хитрить. На помощь приходят новые технологии, например, одна европейская школа разработала свои электронные ручки, которые подключаются к компьютеру и позволяют оценить качество правописания и проконтролировать весь процесс создания того же сочинения. Важно, чтобы ребёнок написал его сам, а не мама или старшая сестра.

Читайте по теме:
Ещё одна неминуемая проблема при дистанционном обучении — увеличение экранного времени. С одной стороны, конечно, такой формат способствует смещению акцента с развлекательной функции электронных гаджетов на образовательную, и, тем не менее, повышенная нагрузка плохо влияет на здоровье школьников.

— Могу сказать, что дети сейчас в целом избалованы гаджетами. К нам приходят новые ученики из других школ, и они зачастую не могут обойтись на уроке без телефона. Когда наши педагоги просят их отложить смартфоны, они удивляются: «А как мы будем делать домашнее задание?». И когда им говорят, что для этого есть книги, справочники, библиотеки, у детей округляются глаза. Я считаю, что важно не запрещать девайсы, а научить школьников обходиться без них.

Мама не должна брать на себя функцию жандарма

Возникли свои нюансы и дома: не все родители готовы помогать детям с уроками, организовывать бесперебойный доступ к занятиям технически и переподключать «отвалившийся» интернет при необходимости.
 
— Вовлечённость родителя в процесс — палка о двух концах. С одной стороны, взрослые смогли оценить труд учителя, как много он на самом деле работает. С другой стороны, я убеждена, что мама не должна брать на себя функцию жандарма или педагога. Материнская забота — это объятия, принятие, любовь и возможность «отогреться». Поэтому я за то, чтобы родители минимально включались в процесс обучения, даже если оно дистанционное или домашнее. Достаточно провести с ребёнком несколько занятий, чтобы научить его заниматься самостоятельно.
До конца года Минобразования обещало разработать единую платформу для дистанционки, но изначально её запустят в тестовом режиме, а полноценно система заработает лишь с 1 сентября 2021/2022 учебного года. Кстати, в Кодексе об образовании такая форма обучения прописана, но нет уточнений: кто имеет право ей пользоваться, при каких обстоятельствах и как долго.

— Есть и куча других нюансов: как быть с посещением, если часть учеников ходит в школу, а кто-то занимается онлайн? Как быть с такими предметами, как труд и физическая культура, и как их аттестовывать? Как делать «почасовку» педагогам? Как в целом школе вести дистанционку — как системе и структуре? Это всё вопросы, которые должны быть регламентированы, но пока они чётко нигде не прописаны.

Дистанционка — лучше, чем ничего

— На постсоветском пространстве результаты дистанционного обучения ещё мало изучены. И пока мы слышим восторженные отзывы от родителей, дети которых занимаются дома полгода-год. В Европе же оно чуть больше развито. И у нас есть ребёнок в школе, который всю свою жизнь обучался онлайн. Могу сказать, что у него большие проблемы. Например, с почерком: ему никто не поставил руку, никто не показал, как правильно. А это очень важно. Потому что мелкая моторика — это развитие головного мозга.

Кроме того, у него проблемы с усвоением знаний. Целыми кусками, темами отсутствует понимание каких-то вещей. И потому мы не можем предсказать, какую обратную связь по усвоению программы дадут эти дети по окончании начальной или средней школы. Потому я считаю, что дистанционное обучение — это лучше, чем ничего, но школу оно всё же не заменяет.