Как вести семейный бюджет, даже если вы никогда этим не занимались

для возможностей
12 апреля 20217 минут на прочтение
Вы наверняка знаете эти две категории людей. Первые живут скромно, но при этом не экономят на здоровье, иногда ездят на море и ходят в кафе. Вторые постоянно шикуют, сорят деньгами, но в какой-то момент надолго останавливаются на мели. С чёрной икры — да на перловку, так сказать. В чём же их принципиальное отличие друг от друга? Одни умеют считать деньги, а другие — нет. Но у нас хорошая новость: вести семейный бюджет легко можно без «корочки» экономического вуза и даже без дружбы с математикой. Было бы желание. А научиться контролировать расходы, откладывать и даже инвестировать можно и в обычной тетради. Рассказываем, как.

Возьмём ситуацию

Семья из четырёх человек: родители, двое детей — 2 и 6 лет. Живут в Минске. Ежемесячный общий доход (зарплаты + детское пособие) — 4000 рублей.
На аренду жилья и коммуналку уходит в среднем 1000 рублей в месяц. На продукты — 1400. Одежда, лекарства, бытовая химия, топливо, такси, мобильная связь, интернет — ещё примерно 900. Остается 700 рублей, из которых 200 семья тратит на развлечения, 150 — на детский сад. Примерно 350 рублей удаётся отложить, но в итоге всё уходит на непредвиденные траты вроде ремонта машины, подарков или визита к стоматологу.

В результате семья живет «в ноль»: сколько пришло — столько и ушло. 

Попробуем разобраться, могут ли они накопить на отдых в Одессе, не отказываясь от привычного образа жизни. Что для этого надо сделать? Нужно начать считать деньги. Это покажет, сколько и на что тратится и на чём можно сэкономить.

А что делать, если тысяча на пятерых?

«Хорошо рассуждать минчанам, у которых по тысяче на человека. А если у нас тоже тысяча, но на пятерых?». Это непросто, но тем важнее считать расходы — цена ошибки в этом случае выше. Съездить всей семьей на море может не получиться, но купить компьютер в рассрочку и обновить гардероб для всех — вполне.
Ведите бюджет независимо от того, сколько вы зарабатываете и тратите каждый месяц. Это поможет не допускать кассовых разрывов (когда обязательные расходы больше доходов), дисциплинировать себя в покупках и… мотивировать зарабатывать больше. Да-да. 

Как и где вести учёт

Бумажный блокнот
Никогда не вели бюджет и обходите стороной Excel? Начните с обычного блокнота. Разметьте страницы и записывайте все доходы и расходы — вплоть до жевательных мармеладок на кассе и жетона на метро. По итогам месяца вооружитесь калькулятором и подбейте бюджет. Расходы можно сводить в общую графу «Потрачено», постепенно делая раскладки на категории: магазин (продукты, косметика, канцтовары), обязательные траты (аренда, коммуналка, связь, детский сад, проезд), медицина, развлечения и так далее.

Чтобы было удобнее, все траты можно сразу разбить на категории и записывать их в конкретный столбец. Так в конце месяца вы будете чётко видеть, на что ушли деньги. 
Важно: сохраняйте чеки после покупки, с ними вы быстро распределите все затраты. 
Excel
Тут всё проще, чем кажется. В Excel есть десятки бесплатных шаблонов для ведения бюджета — выбирайте подходящий и заполняйте. 

Для этого создайте новый документ в Excel, затем нажмите Файл — Создать — Бюджеты. Здесь во вкладках «Личные» и «Управление финансами» выберите оптимальный для вас вариант. В шаблонах уже созданы нужные листы и таблицы, проставлены все формулы. Вам остаётся вписывать вместо цифр по умолчанию свои значения — и в конце месяца делать выводы.
Начинать вести учёт финансов удобнее с первого числа месяца.
Excel-документ можно составить и под себя. Обязательные столбцы или строки — это «Доходы», «Расходы» и «Итог месяца». Но такой простой учёт поможет лишь увидеть, что и куда уходит. Чтобы начать экономить и откладывать, нужно планировать расходы и придерживаться этих цифр. Для этого добавьте в таблицу столбцы с планами расходов и фактическими отклонениями.
Приложения
Одно из самых популярных решений для учёта личных финансов — приложения Monefy (Android/iOS) и 1Money (Android/iOS). Вести бюджет можно и в софте банков. Например, в нашем мобильном приложении InSync есть статистика по тратам. Найти её можно так: тапаем на «Монитор событий» — «Расходы» — и здесь видим категории трат, проценты из общего числа и суммы по ним. 

Начинаем анализировать и экономить

Это следующий уровень ведения бюджета. На предыдущих мы зафиксировали траты, провели ревизию и выяснили, где можно сэкономить без существенного ущерба для комфорта. Теперь пора закладывать эти цифры в план и учиться финансовой дисциплине.
План существенно превышен? Проследите, куда ушли деньги. Можно ли от этого отказаться? Заменить? Починить? Оптимизировать ещё каким-либо образом?

Потратили меньше, чем планировали? Отлично! Отложите эти деньги на долгосрочную цель или направьте туда, где случилась просадка.

Что в итоге — на море накопили?

Семья из примера в начале текста, конечно, вымышленная, но такая ситуация типична для многих белорусских семей. Если бы они стали вести учёт расходов и оптимизировать траты, то, вероятно, смогли бы позволить себе отпуск на Одесском побережье. А может, и не только на нём.
Скорее всего, они сразу же обнаружили бы лишние траты, от которых можно легко отказаться. 45 рублей на сладости и чипсы, 35 — на такси, ещё 30 — на спонтанные покупки, которые, по большому счёту, захламляют дом. И еще 15 рублей на электричество, которые экономятся разовой тратой на энергосберегающие лампочки. 

Так в месяц можно сэкономить примерно 50 долларов в эквиваленте, за год — 600. И это без существенного изменения образа жизни: они продолжили бы ездить на такси (но только по реальной необходимости, а не чтобы приехать на 7 минут быстрее трамвая) и покупать шоколад.

В других случаях это могут быть другие траты, от которых можно отказаться ради большой и важной цели, — бары, онлайн-игры, лотереи, фастфуд. Всё это — вопрос приоритетов и планирования. Ради пляжа на солнечном берегу, вероятно, стоит отказаться от ежедневного капучино в кофейне. Или нет? Решать только вам. 

Здесь есть две ошибки-крайности. Сторонники одной думают, что достаточно просто урезать себя во всём при текущем уровне доходов, но зато раз в год отрываться до головокружения в условной Хургаде. Адепты другой уверены, что потребление ни за что нельзя сокращать — и чтобы больше себе позволять, нужно больше зарабатывать. Истина, как это часто бывает, где-то посередине.
Кроме удобной статистики в InSync мы предлагаем Пакетное расширение Smart Family. С ним вы можете оформлять карты для своих детей, супругов и родителей, вести совместный учёт и устанавливать лимиты расходов. Всё это можно сделать в InSync не выходя из дома. Вот здесь инструкция. Не поленитесь разобраться, какие плюшки вам причитаются, — и вы приятно удивитесь. В Пакетном расширении Smart Family есть то, чего вы не найдёте в других наших предложениях. 

Но это не всё. Ещё у Альфы есть бесплатная Альфа-Копилка, которая поможет собрать нужную сумму для намеченной цели. С ней можно не просто копить деньги, но и приумножать их — за счёт начисления процентов на остаток. Есть три способа пополнения Альфа-Копилки. Выбирайте, какой удобнее, — округление суммы после оплаты картой, фиксированная сумма, зачисляемая на копилку по расписанию, или фиксированный процент от суммы зачислений на карту. Пробуйте и копите на цель комфортно!