Открыть инклюзивную кофейню в разгар эпидемии и не прогореть

для возможностей
05 ноября 20206 минут на прочтение

В Минске открылась вторая кофейня сети «Инклюзивный бариста». Проект стартовал в мае 2020 года и, несмотря на пандемию и кризис, стал настолько успешным, что через полгода создатели решили открыть вторую точку. О том, как не сломаться перед трудностями и вести уникальный бизнес даже в сложное время, Now поговорил с основателем сети Александром Авдевичем.

Вероника Гришкова
Журналистка
Александр на открытии новой кофейни
Идея создать свою инклюзивную кофейню, где будут работать только люди с инвалидностью, активисту-колясочнику Александру Авдевичу пришла после краха надежд. С 2017 года он вместе с командой единомышленников ездил по стране и учил варить кофе в рамках социального проекта «‎Инклюзивный бариста». За два года они подготовили 50 человек. К сожалению, реализоваться в профессии ребята так и не смогли. 

— Кофе-точки — это настолько крошечный бизнес, в котором каждая копейка на счету, что хозяева заведений редко уделяют внимание созданию безбарьерной среды, — рассказывает Александр. — А не тот туалет, высокая столешница или отсутствие пандуса делали работу людей с инвалидностью невозможной. В итоге лишь немногие смогли трудоустроиться хоть на какое-то время. Тогда я понял, что стоит изменять инклюзивность общества самостоятельно. Правда, решиться было сложно.

Александр посчитал, что для рентабельности проекта нужно найти место как можно ближе к центру, чтобы обеспечить высокую проходимость, при этом аренда не должна съедать всю выручку. Плюс хотелось, чтобы заведение стало точкой социализации людей с инвалидностью, где они могли бы собираться вместе или выходить в общество, не чувствуя бытовых ограничений.

— Я понимал, что открытие такого заведения где-нибудь в глухом спальнике останется незамеченным, а местные жители, скорее всего, воспримут нас как комнату реабилитации инвалидов. Мы же хотели показать, что способны заниматься бизнесом с нуля несмотря на физические ограничения.
В какой-то момент задача показалась невыполнимой — и Александр решил отложить её до возвращения из кругосветного путешествия. В начале года он анонсировал свой World Inclusive Trip. Активист планировал за полтора года объехать на ручном байке больше двадцати стран мира, рассказывая о жизни и быте людей с ограниченными возможностями, у которых хотел останавливаться на ночлег. 

Но вмешался коронавирус. Границы закрыли, а деньги, отложенные на поездку, остались. В это же время один из столичных банков предложил Александру открыть инклюзивную кофейню в своём офисе. Хотя помещение бывшей детской комнаты для сотрудников было всего 13 кв.м., оно располагалось в центре Минска, на Романовской слободе, и имело уборную и лифт для колясочников. Плюс банк пошёл на уступки по аренде. Александр Авдевич решил открыть первое инклюзивное кафе в Беларуси.

— Большинство знакомых говорили, что я сумасшедший: непростое время, пандемия, закрываются даже крупные игроки на рынке, все терпят убытки, кому вообще нужно заведение с людьми с инвалидностью? Но я рискнул. Тем более мы смогли договориться на минимальную арендную плату, которую я бы мог покрывать даже за счёт своей пенсии по инвалидности. Я понимал, что даже если уйду в минус, то это не скажется на моём благосостоянии.
 
Чтобы найти сотрудников, Александр бросил клич среди ребят, которых обучал в рамках социального проекта. Отбор был простейший: если человек лёгок на подъём и готов самостоятельно ездить в центр города и не роптать, он становился частью команды. Директором заведения Александр пригласил уже достаточно известного тогда в Беларуси парня с синдромом Дауна Василия Павликова, который прославился тем, что, несмотря на трудности, стал официантом в ресторане при отеле. 
Василий справа (и его картонная копия вторая слева)
— Помню, что многие восприняли тогда моё решение как прикол, но сейчас я осознаю, что оно стало одним из лучших. Пообщавшись с Васей, я понял, что парень с синдромом Дауна, возможно, даже лучше для этой позиции, чем самый обычный человек. Он исполнительней, пунктуальнее и намного креативнее. Ещё он у нас SMMщик. Весь Instagram и привлечение лидов на Васе. И работают соцсети во многом за счёт его харизмы. Хотя были и проколы: однажды он заказал огромное количество визиток, где просто было написано «Василий Павликов — директор». До сих пор где-то лежат.

Были и успешные идеи. Например, именно Вася предложил запустить позицию «кино-кофе» для сбора денег на создание фильма про людей с с инвалидностью по собственному сценарию. У Василия и Александра уже был опыт съёмок в сериале, потому карьеру актёров решили продолжить. «Кино-кофе» пользуется популярностью, хоть и стоит дороже. Подаётся он в специальных стаканчиках с изображением самого Василия и его изречениями.

— Если же посетители берут кофе на месте, то они могут поупражняться в суперспособностях для избранных — напитки подаются в керамических кружках с мотивирующими надписями шрифтом Брайля. Незрячим гостям справиться с задачей чуть проще, — улыбается Василий.
На открытие кофейни ушло около восьми тысяч долларов, хотя рассчитывали ребята изначально на меньшую сумму. В процессе выяснилось, что многое надо переделать под особенности сотрудников и посетителей. Всю мебель проектировали и разрабатывали самостоятельно. Но в итоге проект удался.

— Возможно, благодаря правильному пиару, а, может, люди доросли до нового уровня потребления и понимания бизнеса. Но мы не просто выстояли, но стали получать прибыль, — делится Александр. — В день к нам приходит около 50 человек, то есть ежедневный чек примерно 250 рублей. И этого нам вполне хватает на аренду, налоги и приличную зарплату. Даже в худшие дни выручка бариста от 30 рублей — с учётом пенсии по инвалидности в 250 рублей это очень хороший доход. Кстати, в самом начале мы с Васей договорились, что после продажи 5000 кружек кофе будем думать про второе заведение. Как только мы этого достигли, он записал для меня видеоотчёт и напомнил про обещание. В тот же день я закинул пост в Facebook о том, что мы планируем расширяться.
Дальше история развивалась быстро и красиво. На пост отреагировал гендиректор компании А1 Гельмут Дуз. Он встретился с Александром и Василием, чтобы обсудить детали сотрудничества.

— Нам помогли адаптировать наше рабочее пространство. Они сказали: сделайте максимально удобно для всех, не думайте о деньгах. Поэтому у нас не было проблем, как на первой точке: какой механизм, сколько стоит, как сделать дешевле из подручных материалов. И могу без ложной скромности сказать, что у нас получилось Феррари в мире инклюзивных кофеен. Это самое современное пространство для работы людей с инвалидностью. И круто, что оно изобретено в Беларуси. Аналогов в мире просто нет (я искал). Это уникальная тема, которую хочется превратить во франшизу и выдавать как белорусский product placement во всём мире. Возможно, мы станем белорусским социальным Starbucks, — делится планами Александр. 

В итоге вторая кофейня «Инклюзивный бариста» открылась внутри магазина А1 по Интернациональной, 36. Он изначально оборудован с учётом требований безбарьерной среды, а потому проект Александра просто внедрили на пятнадцать «квадратов» внутри экосистемы магазина.
Специально для бариста здесь оборудовали уникальную стойку-трансформер, которая регулируется под рост сотрудника. Необычно подошли и к исполнению стаканчиков — на них нанесены портреты работников кофейни с краткой историей каждого. Например, за «улётный кофе» отвечает Наталья Астанина. Девушка увлекается прыжками с парашютом: в копилке уже 10 прыжков с высоты 4500 м. Таким образом создатель кофейни хочет разрушить миф о том, что люди с инвалидностью не могут иметь хобби и ярких способов реализации.

Из других фишек — весь ассортимент десертов и напитков проецируют на стену, чтобы не тратить бумагу и сохранить жизнь паре деревьев. Александр уверен, что будущее за гуманистическими ценностями и экологичностью.. 

— Мы же видим интерес к инклюзии: сколько кофеен открывается, но они ничего не могут предложить нового людям. Идея нашей сети закрывает  потребность не только в кофе, но и желание быть полезным для общества. 

Сейчас в планах у команды расширение сети, вплоть до выхода на рынок соседних стран в виде франшизы или при поддержке партнёров. 
Цены на кофе в новом «Инклюзивном бариста»: эспрессо — 2 рубля, капучино — 3, флэт уайт — 4,5. В наличии есть десерты, в среднем обойдутся в 3-5 рублей. Заведение работает ежедневно с 9:00 до 21:00. Альфа-Банк поддержал проект, и вы тоже можете помочь: забегайте к ним на кофе, тут он особенно вкусный.