Многие из нас в канун Нового года любят что-то менять. Это может быть новая работа, покупка вещи, которую давно хотел, поиск интересного хобби или возвращение к старому, уже забытому. А как насчёт того, чтобы добиться прибавки к зарплате? Это непросто, согласны. Поэтому Now спросил у трёх руководителей, как лучше всего просить о повышении оплаты, и как этого делать точно не надо.
Ольга Качалова, руководит спа-салоном Orchid Spa, который работает с 2007 года. Там оказывают услуги по уходу за лицом и телом, есть парикмахерская и тренажёрный зал, термальная зона.
— На мой взгляд, просить о повышении вообще не надо. Если ты специалист, твоя работа видна и люди прекрасно понимают, сколько ты стоишь. Когда человек делает больше, чем я от него ожидала, то я сама предложу повысить ему зарплату.
В моём бизнесе всё просто. Мастер говорит: «Давайте расширим линейку ритейла, потому что я знаю, что нашим гостям нужны А и Б. Это будет востребовано и принесёт дополнительный доход центру». Отлично, запускаем. Но специалист должен доказать, что это работает, а не просто взять и выкинуть деньги. Если всё ок, то он автоматически получит прибавку к зарплате.
Другой вариант: сотрудник говорит, что хочет повышение. Я отвечу: «Нам нужно вот это и вот это. Возьмёшься, и тогда твой средний чек возрастёт на такую сумму, твоя зарплата, соответственно, повышается вот на столько». Порой мастера не видят денег под собственными руками. Они могут быть отличными профессионалами, но не умеют продавать себя и хотят, чтобы за них это делали другие. Я не считаю, что это нормально.
Как точно не надо просить зарплату?
— Мне ни в коем случае нельзя ставить ультиматум в духе: я уволюсь. Тогда я приношу бумагу, ручку, подписываем заявление — и готово. У меня был пример, когда сотрудник сказал: «Я увольняюсь, потому что мне неудобно парковаться». Проблема была в том, что сотрудники не могли бесплатно оставлять машину прямо возле работы. Я готова была оплатить парковку по соседству, но человека не устраивало, что «это нужно искать свободное место». Приезжай на работу вовремя к 9 утра — места всегда будут.
Я всегда готова оплатить обучение. Самое ценное — это когда человек не стоит на месте и растёт. Но есть те, кто выучил три движения и считает себя самым крутым. А когда человек говорит, что хочет научиться, например, определённой технике массажа, то без проблем. Потом демонстрируем результат и смотрим, что из этого получается.
Елена Ахвледиани, совладелица группы компаний «Белкантон» (торговая марка «Офистон»), крупнейшего поставщика офисных принадлежностей.
Когда вы в последний раз просили о повышении зарплаты сами?
— 20 лет назад в Америке. Мы работали с подругой, у нас предполагался финальный бонус по окончании контракта. Мы обсудили, что внесли большой вклад в дело и не спали по ночам, так что пойдём-ка к нашему работодателю и скажем, что наш труд стоит дороже. Он засмеялся и ответил, что мы обнаглели. А потом сутки подумал — и выплатил бонус.
То есть, чтобы повысить зарплату, нужно быть немного наглым?
— Я считаю, нужно быть честным и прямым. Конечно, руководитель на месте обязан предвидеть сам, как изменяется рынок труда, сколько и какой вклад вносит каждый человек. Он должен работать на опережение. Но это в идеале.
Я бы дала такой совет сотрудникам. Если работа вам нравится, но вы чувствуете, что вам должны повысить зарплату, а руководитель не проявляет инициативу, то вместо обиды подойдите сами и скажите: «Мне кажется, я уже сделал А, Б и В, я развиваюсь сам, развиваю компанию, и поэтому заслужил повышение зарплаты». Это должен быть прямой диалог. Не обижаться и не ждать.
Если у сотрудника продолжительное время не растёт зарплата, это звонок?
— Я это расцениваю как то, что сотрудник не несёт добра бизнесу. И, соответственно, себе самому. Людей, которые довольствуются маленькой зарплатой, как работодатели мы любим меньше всего.
Если на собеседовании кандидат запрашивает зарплату ниже той, которую ожидали вы, о чём это говорит?
— Год назад я бы сказала, что это неуверенность или здравая оценка своих компетенций. Сейчас мне кажется, что это в первую очередь зрелые люди, которые учитывают ситуацию в стране и на рынке. В этом году таких случаев у нас было много. Мы в резюме спрашиваем «Какую вы ожидаете зарплату?» и «О какой зарплате мечтаете?». И видим, что человек готов сейчас прийти на меньшее, но зарабатывать он хочет больше.
Нормально ли повысить зарплату за выслугу лет?
— Не-а. Те, кто долго в компании, делятся на две категории: балласт и золотой фонд. Среднего нет. Первые не развиваются, не учатся новому, ты их жалеешь, потому что помнишь, какими хорошими они были сотрудниками. А золотому фонду всегда чего-нибудь надо — они растут от продавца к менеджеру, оттуда к руководителю и так далее. Они и есть те 20%, которые выполняют 80% работы.
Самая креативная просьба о повышении зарплаты?
— Один раз у меня вышла коллега из декретного. Ей нужна была няня, потому что работа — на руководящей должности. Она разослала фото своего ребёнка по внутренней и внешней почте и написала: «Это девочка Маша. Если вы не сделаете заказ и не обратите на меня внимание, она останется без няни и будет сидеть одна дома». В итоге я ей добавила нагрузку и повысила зарплату.
Дмитрий Заболотный, создатель и директор ателье Dmitry Zabolotny, в котором в лучших традициях bespoke tailoring шьют костюмы, смокинги, сорочки, пальто.
Идеальная просьба о повышении зарплаты, какая она?
— Во-первых, руководитель никогда не берёт цифру из воздуха. Он всегда назначает сотрудникам ту или иную зарплату, руководствуясь данными о положении на рынке труда. Во-вторых, если человек действительно хочет повышения зарплаты, он должен чётко понимать свою ценность для компании и осознавать, как можно поднять свою стоимость.
И, наконец, в-третьих, на такой разговор следует приходить подготовленным. Собрать список нынешних обязанностей и тех, которые он ещё может взять на себя. Это и будет идеальным способом повышения заработной платы.
Как лучше поступить: прийти и сразу предложить, что можно сделать для повышения, или же сначала спросить, что вы хотите от сотрудника?
— Любому руководителю нравится, когда сотрудник может ответить, как он помогает компании и как увеличивает её показатели. Ещё приятнее, если работник знает, что и как он может сделать лучше и какую ответственность готов взять на себя для повышения зарплаты. Такой вариант оптимален.
Как точно не стоит просить о повышении?
— Никакого шантажа вроде «Я ухожу» или «Я увольняюсь». Если человек не собирался уходить, есть шанс, что после такого придётся. Он сам поставил себя в неловкую ситуацию этим ультиматумом.
Также не советую говорить, что где-то платят больше. Не нужно сравнивать. Даже в одном сегменте компании конкурируют. Есть те, что крупнее. Есть те, что более узнаваем. В каждой из них могут платить по-разному, но каждая из них может предлагать разные типы мотивации. Зарплата — лишь один из них.
Руководитель готов вам платить ровно столько, сколько платит.
А просить повышения за выслугу лет — нормально?
— Нет. Даже если человек долго работает, он комфортный и проверенный, повышать зарплату просто так нельзя.
Хороший человек — это не профессия. Хороший человек — это хороший человек.
Самая креативная просьба о повышении зарплаты в вашей практике?
— Такой, к сожалению, не было, потому что за креатив как раз можно доплатить. Но могу рассказать один показательный кейс.
Год назад нанимали на работу сотрудника. Договорились на определённую сумму. Спустя две недели работник спросил, будет ли он получать больше. Я ответил, что если он хочет поднять зарплату, ему нужно стать незаменимым в рамках своих полномочий.
Через какое-то время с этим человеком пришлось расстаться, потому что он не просто не стал незаменимым, но и часть своих обязанностей выполнял плохо.
Запомните: амбиции должны совпадать с вашими возможностями.
Кстати, сейчас подключиться к
зарплатному проекту Альфа-Банка стало ещё проще. Никаких бумаг и встреч в офисе — тотальный онлайн и экономия вашего времени.
С зарплатным проектом от Альфы сотрудники могут воспользоваться всеми
преимуществами Пакета решений, а с недавних пор ещё и выпустить дополнительные карты для себя и своих близких. К услугам владельцев премиальных карт — персональный менеджер, «Альфа-Консьерж 24/7», доступ в бизнес-залы аэропортов и выгодный курс обмена валют. Все подробности
здесь.