Личный опыт: как запустить свою email-рассылку на 20 тысяч подписчиков

для возможностей
01 октября 20207 минут на прочтение

Я пишу новостную рассылку Expresso с 2015 года. Она бесплатная, субъективная, иногда смешная и полностью ручной работы. Начала я её писать по нескольким причинам. Назову две: 1) я не понимала, что происходит в мире; 2) я хотела научиться писать. На тот момент в США набирала популярность новостная рассылка The Skimm, поэтому, недолго думая, я решила взять с неё пример. Сейчас у The Skimm 4 миллиона подписчиков и много миллионов долларов инвестиций, а у меня one-man project и 20 тысяч читателей по всему миру.

Оля Гриненко
Автор новостной рассылки
На этой карте отмечены некоторые места, где живут читатели Expresso
Моя рассылка не брендовая, не маркетинговая, а контентная. Я ничего не продаю и не рекламирую, а только рассказываю, что, на мой взгляд, интересного произошло в мире. В этой статье я расскажу о нескольких этапах, которые придётся пройти, если ты вдруг решишь завести рассылку. 

Выбор темы

Для меня первое правило авторских рассылок — пиши о том, что тебе интересно. В моде здоровое питание? Компьютерные игры? Музыка в стиле фанк? Если ты настроен серьёзно, то не обращай внимание на тренды. Делай рассылку о том, что тебя увлекает, потому что только так тебе будет интересно эти письма писать, а подписчикам — их читать. В противном случае долго твой проект не проживёт. 

Если тебе очень хочется о чём-то писать, то для начала сядь и подумай, куда бы ты нырнул без раздумий, а затем смело ныряй. Увлечённые люди притягательны, потому что они умеют сосредотачиваться, что в наше расфокусированное время скоро будет считаться уникальным талантом. 

Выбор названия

Остановлюсь на этом моменте, потому что знаю, что некоторые в итоге так и не начинают писать рассылку, потому что долго не могут выбрать название. Хах. 

Во-первых, первое время эти письма будешь читать только ты и, возможно, два твоих друга, поэтому не заморачивайся. Во-вторых, название всегда можно поменять, тем более, если подписчиков у тебя пока всего три. В-третьих, если очень хочется, то назови рассылку «Рассылка (твоё имя и фамилия)». Например, «Рассылка Ольги Морозовой». Сначала тебе может быть неловко, синдром самозванца и всё такое, но поверь, это хороший вариант, потому что он не привязывает тебя к одной теме, даёт пространство для развития и работает на твой личный бренд. 

Выбор платформы для рассылки

Думаю, ты понимаешь, что массово рассылать письма из своего почтового ящика ты не сможешь. Для этого есть специальные сервисы, которые аккуратно собирают твою базу, заботятся о её безопасности, помогают создавать шаблоны писем, следят за доставляемостью, подписками, отписками, попаданием в спам и прочей аналитикой. 

Тебе нужно купить домен, зарегистрировать на этот домен почтовый ящик и этот ящик использовать на платформах для рассылки. Платформ этих огромное количество и почти все они предоставляют бесплатные возможности для тех, кто только начинает. Отличный топ-10 бесплатных инструментов для рассылки есть в блоге Tilda Publishing. 

Я пользуюсь сервисом Mailchimp, потому что он давно на рынке, у него высокая доставляемость писем, отличная служба поддержки, много интеграций и удобный функционал для работы с базой читателей. Минус Mailchimp только в его стоимости, хотя когда я только начинала, я пользовалась бесплатной версией и мне всего прекрасно хватало. 

Выбор платформы для сайта

Тему выбрал, название придумал, определился, откуда будешь рассылать, но нужен ещё сайт, где можно будет на твои письма подписаться. Сайт можно сделать самому, а можно обратиться к CMS и конструкторам. Пять лет назад я решила обратиться к конструкторам, потому что это вариант, не требующий знаний программирования. Вот, например, восемь топовых по версии Lifehacker. 

Первый год мой сайт был на Weebly, сейчас он на платформе Tilda Publishing и я более чем довольна. Для меня плюсы Tilda в широком выборе блоков для конструирования и огромном количестве интеграций, в том числе с Mailchimp, а ещё у команды Tilda отличный обучающий блог и прекрасная русскоязычная поддержка. Минус, опять же, в стоимости, потому что если захочешь подключить собственный домен, то придётся покупать персональный тариф за $10 в месяц. В любом случае радует то, что сайт сейчас создать может каждый и это не составляет никакого труда, то есть ограничений на пути к цели минимальное количество. Ура.

Я сейчас рассказываю общие шаги по созданию рассылки, но в этом деле, безусловно, есть большое количество деталей, поэтому я оставлю здесь отличный обучающий материал от Tilda Publishing «Email-маркетинг самостоятельно: как настроить и запустить рассылку». Даже если ты не выберешь Tilda в качестве своего конструктора, то эта информация всё равно будет крайне полезна. 

Продвижение

Любой рассылке нужны читатели, но если мы говорим о маркетинговой рассылке, то её читатели — это клиенты той компании, которая эту рассылку пишет. Ты знаешь, как это работает: «Оставьте свой email и мы иногда будем присылать информацию о скидках и предложениях. Никакого спама!». 

В авторской рассылке такого не получится. Я начинала продвигать свою рассылку, рассказывая о ней в социальных сетях, писала в каких-то блогах, посылала письма в редакции интернет-изданий с просьбой рассказать о моём проекте, даже покупала рекламу в Telegram-каналах, а потом читатели вдруг сами стали рассказывать своим друзьям и знакомым об Expresso. До этого момента прошло приблизительно два года. 

Кажется, что это очень долго, но, во-первых, я никуда не торопилась. Во-вторых, я училась писать, и только через два-три года регулярного писательства у меня это стало получаться. Уверена, что продвижение рассылки можно делать по-другому, более грамотно и эффективно, используя рекламу и личный бренд, но, на мой взгляд, на первоначальном этапе надо научиться создавать контент, наладить процесс и почувствовать себя в нём комфортно. Тогда ты поймёшь, для кого ты хочешь писать, и тебе будет легче определиться со способами продвижения.

Монетизация

Представил, как золотые монетки сыпятся из твоих писем? Есть несколько способов сделать рассылку доходной. Самый очевидный — это реклама, и тут есть условие: чтобы рекламодатели хотели покупать у тебя рекламу, твоя аудитория должна быть достаточно большой и лояльной. 

Второй способ — это сделать рассылку платной. Ты ставишь paywall и говоришь, что письма будут приходить за один доллар в месяц. На мой взгляд, нет смысла делать рассылку платной на старте, потому что таким образом будет сложнее собрать аудиторию, однако это хороший вариант на будущее, когда твои письма приобретут для читателей ценность и они готовы будут подписаться на неё на платной основе. 

Третий способ — сделать рассылку опционально или частично платной при помощи микрокраудфандинговой платформы Patreon. Подробно о ней я писала год назад в статье «Введение в Patreon». Если коротко, то Patreon позволяет подписчикам переводить любимому автору ежемесячные donations, а автор получает возможность заниматься тем, что ему нравится, и общаться с самыми активными подписчиками. Patreon подходит не только для блогеров, но и для музыкантов, художников и видеоблогеров. Обрати внимание.

Рассылка может приносить доход, но стоит помнить, что важнейшая ценность любого проекта — это его люди, потому что без них ничего не будет иметь смысл. 

Важно

Если у тебя нет готовой базы фолловеров, которые будут рады узнать, что ты ещё и рассылку стал писать, то стоит запастись терпением, потому что набор новых читателей занимает время и это может чуть разочаровывать. Назовём это частью творческого процесса, когда опускаются руки и кажется, что это всё никому не надо. Мой совет: в такие моменты не забывай о себе любимом. Если то, что ты делаешь, заставляет твои глаза гореть, а сердце биться чаще, то разреши этому свету светить несмотря ни на что. «This little light of mine, I’m gonna let it shine». 

Запустить авторскую рассылку несложно. При наличии времени и рвения это можно сделать за несколько часов. Сложность заключается только в создании качественного содержания этой рассылки, а для этого нужно развивать упорство, последовательность, любознательность, ответственность и грамотность. Отличные качества, на мой взгляд, поэтому только вперёд.

Если ты решишь завести собственную рассылку и у тебя возникнут вопросы, то смело пиши на hi@expresso.today.