«Живи, вкалывай, сдохни». Репортаж с тёмной стороны Кремниевой долины

для возможностей
02 июня 20216 минут на прочтение
Где крутятся все деньги мира? Вероятно, 9 из 10 скажут, что в Кремниевой долине — столице прорывных инноваций и родине героев хайтека. В погоне за золотой мечтой туда ежедневно приезжают тысячи специалистов и сотни стартаперов. И все надеются повторить историю успеха Марка Цукерберга или Стива Джобса. Но всё ли так сладко и в чём искать подвох в техногенном раю? Репортёр Кори Пайн решил посмотреть на всё изнутри, и его вердикт разительно отличается от привычных восхвалений Кремниевой долины. О своих наблюдениях Кори рассказал в книге «Живи, вкалывай, сдохни» в формате головокружительного путешествия по миру долины, раскрыв всю подноготную больших IT-компаний и крошечных стартапов. Now приводит самое интересное. 
Справочно
Кремниевая долина (Silicon Valley) — условное понятие без точных геоданных. Изначально долиной называли территорию от Стэнфордского университета на юге Сан-Франциско до северных хребтов гор Санта-Круз на западе. Сейчас Кремниевая долина включает застроенную северную часть долины Санта-Клара и многие районы Сан-Франциско.

Недвижимость и местное население

Репортёр Кори Пайн приезжает в Сан-Франциско и первым делом направляется в биткоин-хату 20Mission — место, очень важное для криптовалютной тусовки Сан-Франциско, его даже прозвали Биткоиновым Хогвартсом. На сайте 20Mission выглядел как отличный комплекс со всеми удобствами: кожаные диваны, газончик, солнечная терраса. Что же в реальности? Бывший наркопритон с тесными и заставленными комнатами и постоянным потоком прибывающих рабочих мигрантов с MacBook Pro. Комнаты здесь стоили от 1400$. В других местах цены были ещё выше: однокомнатная квартира обходилась около 3000$. Из бюджетного можно было найти только койко-место в гараже без окон за 85$. Это дороже, чем в Лондоне или Нью-Йорке. Из-за такого расклада даже прибывшие новые сотрудники Yahoo ночевали в офисе, пока искали жильё. 
Но сумасшедшие цены на квартиры и комнаты — не весь сюрприз. Местное население далеко не в восторге от наступающих со всех сторон технологий. Они лишаются домов, потому что на их месте планируется строительство очередных IT-комплексов. Что касается работы населения этих краёв — она попросту обесценивается. Народный гнев проявляется в плакатах, на автобусных остановках поверх рекламы iPhone с распылённой баллончиком надписью «технари, идите в ж***!». А однажды автобус Google забросали камнями. Одним словом, ироничное «Приезжайте в Кремниевую долину — здесь вам рады». 

Первая техтусовка

Чтобы влиться в «кремниевую экосистему», нужно завести полезные знакомства. Для этого новобранцы ходят на тусовки, организованные компаниями долины. Автор посетил несколько таких и сделал краткий вывод.  
«Они одевались одинаково, говорили одинаково, питались одинаково и думали одинаково. Спустя некоторое время у меня появилась своя классификация технарей (преимущественно это были парни). По моим прикидкам, они делились на три основных типа: клоуны, трутни и быки. Первые привлекали своим необычным внешним видом и непривычным поведением, их задача — произвести впечатление и привлечь внимание к своему продукту. Трутни обычно тихони, трудятся день и ночь, не зная отдыха. Быки — сильно выпивающие качки, которые тусуются группками, восхваляя свои труды». 
«Уметь вешать лапшу на уши значило куда больше, чем навыки программирования»

Пустить пыль в глаза масштабом и количеством нулей

В штаб-квартире NerdWallet для сотрудников созданы роскошные условия: комнаты сна, кейтеринг, домашний бар с 80 видами алкогольных напитков. Но что же за такой щедрый NerdWallet? 
На сайте Glassward (рассказывает о работодателях) сотрудники нелестно отзываются о вероломном и лицемерном начальстве, которое хочет побольше денег. Другие признаются, что не понимают, над каким продуктом работают. Зато сама компания ловко оперирует цифрами, которые нельзя никак проверить: «30 миллионов пользователей», «в нас вложил огромную сумму ведущий венчурный фонд долины», «нас оценили в 100–200 миллионов долларов». Звучит мощно, но что же на деле? 
«Оценки не следует путать с доходом, который отражает, сколько денег компания получает с продаж. Или утверждает, что получает. Прибыль — это то, что остаётся у компании после оплаты всех счетов, включая зарплаты, аренду, кейтеринг и чек в баре. В 2015 году стартап, «оценённый» в миллиард долларов, был, скорее всего, убыточным»
Так что не теряйте бдительности.

Плюшки или рабство?

Задумывались ли вы когда-нибудь, к чему корпорации и крупные компании создают фантастические условия работы? На самом деле, всё просто. 
«Компания потратит на стейк 20$, но благодаря лишнему времени, проведённому сотрудником на рабочем месте, получит долларов 200»
В офисе GooglePlex находится около 20 кафешек, спортзал… В общем, нет смысла перечислять, здесь есть всё, что захочешь. Каждый рабочий день «гуглеры» садятся по своим ID-картам в автобусы с Wi-Fi и начинают вкалывать прямо в транспорте, пока едут 56 километров до Маунтин-Вью.

«Я работал до 9, потому что тогда ужин бесплатный. И такси домой оплачивают», — признаются работники.
Задача работодателя — создать такие условия, чтобы сотрудник потерял границы между работой и домом. И чтобы всё слилось в игру. Об этом ещё писал футуролог Рэй Курцвейл, он предсказывал, что «не будет чётких различий между работой и игрой». И что теперь?  Посмотрите, как ловко Facebook геймифицировал дружбу, сделав всё возможное, чтобы мы потеряли связь с реальностью и тратили время на виртуальную дружбу, а не реальную. И при этом были уверены, что это абсолютно естественно и нормально. 

Имейте в виду, что честность и законность — однозначно не фишка крупных компаний вроде Google и Facebook

Работать сомнительным путём и выходить сухим из воды — часть бизнеса Google. Так, ещё до своего IPO (Initial Public Offering — первичное публичное размещение акций), в 2004 году компания выпустила фондовые опционы для сотрудников на 80 миллионов долларов. И не оповестила о сделке потенциальных новых инвесторов. Такой ход — нарушение требований Комиссии по ценным бумагам и биржам к регистрации и раскрытию информации. Но вместо того, чтобы сообщить информацию в соответствующие органы, Федеральная торговая комиссия заключила с Google сделку, которая предоставляла ещё больше свободы на рекламирование своих продуктов. Также Google был замечен в подтасовке результатов выдачи своего поиска (расследование Европейской комиссии в 2017), чтобы показать, какой поисковик идеальный и беспристрастный. Во всех этих случаях компания вышла сухой из воды. 

У Facebook тоже хватает таких историй. Вспомнить хотя бы зарождение сети, когда Марк Цукерберг украл у Гарварда базу фото студентов. 
eBay, который зарабатывал на объявлениях, продвигающих проституцию и дискриминацию. 

PayPal, сотрудничавший с офшорными операторами игорного бизнеса. 

Uber, который устраивал скрытую слежку за неугодными журналистами. 

Десятки подобных историй со «счастливым» безнаказанным концом. Так что честность и законность — точно не фишка крупных мировых компаний. И если вы думаете, что будете работать в Кремниевой долине абсолютно чисто и исключительно на благо человечества, у нас плохие новости. 

Только 5% стартапов из Кремниевой долины оправдали себя

Гази Бен Отман, руководитель отдела стратегического планирования 250-миллионного саудовского фонда прямых инвестиций, в дружеской беседе рассказал Кори Пайну о своём опыте со стартапами. Работая в венчурной компании, Гази обсуждал около 400 сделок в год. То есть каждый день он с командой рассматривал больше одного стартапа. И это очень много. 

Такой поток сделок вынуждает обсуждать лишь пару слайдов презентации очередного стартапа. И предпочтение отдаётся тем, что похожи на уже существующие модели и идеи. 
У большинства инвесторов при этом даже нет необходимой квалификации, чтобы реально оценить технические достоинства стартапа. Вот и получается, что в огромном потоке проектов теряются настоящие инновационные находки.
Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса за 2012 год, которое было проведено среди 2000 компаний, получавших венчурное финансирование, более 95% из них потерпели неудачу
Это значит, что только 5% стартапов, которые получили инвестиции, оправдали себя. Такие данные существенно портят медийный образ Кремниевой долины.

Ещё один забавный случай со стартапами случился в 2012 году. Инвестиционный фонд V Combination открыл приём заявок от команд, у которых даже не было идеи для проекта. То есть они были готовы отдать миллионы долларов ребятам, у которых нет ничего, кроме красивых слов. Нужно только кликнуть мышкой, пройти регистрацию и выбрать название для того, чего ещё нет. Спорный подход, не так ли?

Продать свой стартап любой ценой за 60 секунд

Когда представляешь презентацию стартапа, в голове возникают образы успешных ребят, которые точно знают, что делают и говорят. В реальности картинка сильно отличается от стереотипной.  

Чтобы продвинуть идею, нужно попасть на просмотр к инвесторам. Сделать это не всегда просто. Первый вариант — через конторы вроде VC Taskforce, которые за две минуты питча (рассказа о проекте) берут 105$. Второй вариант подешевле — сервис Startap Weekend собирает стартаперов в специально отведённом месте за 30$.
При этом организаторы долго льют воду, а потом выделяют ровно 60 секунд на ваш питч. Желающих продвинуть свою идею при этом всегда море, да и проекты часто бывают сумасшедшими. Так, например, один парень предложил сделать приложение для фиктивных браков мигрантов и граждан страны, хотя все прекрасно знают, что это незаконно. 

В конце выступлений слушатели голосуют за понравившийся проект. Выбранные стартапы переходят в следующий тур и приближаются к инвесторам. А те, кто пролетает, возвращаются на техтусовки. И так до бесконечности. Одна надежда, что тебя на одной из вечеринок заметит какой-нибудь суперинвестор. 

Итак, стоит ли читать книгу полностью?

Рекомендуем! Всем, кто хочет окунуться в реальный мир стартапов и IT. Книги вроде этой не дают навыков и инструментов, но позволяют снять розовые очки, или хотя бы стереть с них золотую пыль успешности, которую пускают нам в глаза крупнейшие компании. 

Кремниевая долина — не Эдем, как многие считают, а мощнейшая машина, которая сжирает большинство прибывших и лишь меньшинству даёт крылья.

Стилистика повествования и язык автора ярки, остры, сочны. Когда читаешь книгу, складывается ощущение, будто скроллишь увлекательный блог или смотришь фильм вроде «Социальной сети» о подноготной Facebook. Так что однозначно берите «Живи, вкалывай, сдохни» в свой рид-лист.