SEO-продвижение: как определить, нужно ли оно вашему бизнесу

для возможностей
26 января 20215 минут на прочтение
Главная проблема SEO — неопределённость. До сих пор на рынке есть специалисты, считающие маркетинг тонким неосязаемым искусством, а не вполне понятным и конкретным ремеслом. Но в 21-м веке измерить и посчитать можно вообще всё, в том числе поисковое продвижение. И сегодня Now запускает мини-серию материалов о SEO, в которой разберётся, кому всё-таки нужна SEO-оптимизация, а кому нет, что она вообще из себя представляет, какие ошибки совершают, как самостоятельно оценить результат и сколько денег готовить, если вы решили отдать эту работу подрядчику.

Как это работает

SEO (Search Engine Optimization) — поисковая оптимизация. Это целый ворох разных работ по улучшению вашего сайта (интернет-магазина, страницы о компании, лендинга под один товар, блога) для поисковых систем.
Оптимизация бывает:
  • Внутренней: настройка файла robots.txt и карты сайта, установка SSL-сертификата и плагинов, настройка ЧПУ (человекопонятных урлов), перелинковка страниц, адаптация сайта под мобильные устройства и много другого;
  • Внешней: турбо- и AMP-страницы, гостевые посты на блоговых площадках, обратные ссылки с авторитетных ресурсов.
Без небольшого словаря здесь не обойтись.

  1. Файл robots.txt — это текстовый документ, который хранит указания для роботов поисковиков. Перед тем, как сайт попадёт в поисковую выдачу, робот изучает все ваши страницы. Только после этого он передаёт информацию, где именно в поисковой выдаче отобразить ваш ресурс. Файл robots.txt защищает весь сайт или некоторые разделы от индексации роботом. Особенно актуально, если сайт хранит данные клиента (например, интернет-магазин с онлайн-оплатой). Чтобы это никуда не утекло, и существует файл robots.txt.
  2. Карта сайта — html-страница сайта или специальный файл, в котором отражены все ссылки на важные страницы ресурса. Что-то вроде оглавления в книге.
  3. SSL-сертификат — по сути, это цифровая подпись сайта, которая позволяет шифровать соединение между пользователем и сайтом и скрывать её от посторонних (провайдеров, админов Wi-Fi-сетей).
  4. Плагин  — дополнительно подключаемый к сайту модуль.
  5. Перелинковка страниц — связывание страниц вашего сайта гиперссылками.
  6. Турбостраница — технология ускоренной загрузки сайтов на мобильных устройствах от Яндекса.
  7. АМР-страница — страница, которая сохраняется в кэше Google и при медленном соединении загружается на устройство пользователя прямо оттуда.

Всё это работает в совокупности. Если на вашем сайте классный контент, но он ужасно медленно грузится, алгоритмы поисковиков не пустят его на первые страницы. И даже условная ссылка в Forbes не поможет интернет-магазину долго продержаться в топе, если им банально неудобно пользоваться. Поэтому сначала — фундамент из технических решений на самом сайте, а уже потом стены и крыша в виде карточек товаров, обратных ссылок и турбостраниц.

Какие бы задачи ни решал ваш сайт, ему точно нужна базовая SEO-оптимизация. Если, конечно, вы хотите получать с него трафик и заказы. Дальше всё зависит от задач и потребностей.
Крупному интернет-магазину пригодится постоянное SEO-сопровождение, ведь ассортимент меняется, на сайте появляются новые опции, а поисковики совершенствуют алгоритмы. Небольшой торговой площадке не обязательно регулярно платить за продвижение — достаточно сделать аудит и решить все технические вопросы с внутренней оптимизацией (настроить карточки товаров и перелинковку, сжать фотографии).

Есть сезонные пики продаж: кондиционеры чаще берут весной и летом, а обогреватели — осенью и зимой. От сезона зависит спрос на туруслуги, аксессуары для авто, одежду, спорттовары. Поэтому есть смысл подготавливать сайты и группы товаров к сезонному продвижению (составить семантическое ядро, обновить тексты и метаданные, сделать тематические внутренние баннеры). Делать это стоит заранее, хотя бы за месяц до высокого сезона, так как поисковики учитывают внесённые изменения не мгновенно.

Какому бизнесу нужно SEO

Тут работает принцип достаточности. Если вы успешно продвигаете свои товары и услуги в Instagram или другой соцсети, на ярмарке, по сарафанному радио, то сайт может быть и не обязателен. Но если обороты невелики и заказов мало, то, вероятно, сайт и его поисковое продвижение вам не помешают.

Кстати, Now уже делал краткий разбор для тех, кто хочет уйти в онлайн, но пока не знает, что выбрать — сайт или соцсети. 
Понять, будут ли вложения в SEO рентабельными, можно ещё «на берегу». Например, сервис Wordstat показывает, сколько раз за последний месяц люди задавали Яндексу тот или иной поисковой запрос. Сервис Google Trends выдаёт запросы по Google. 
Стартовая страница бесплатного сервиса Яндекс.Wordstat
Стартовая страница сервиса Google Trends
Если вашу тематику ищут хотя бы несколько тысяч человек по вашему региону, то вкладываться в поисковое продвижение можно. Кстати, здесь же можно узнать, как менялась динамика запросов за предыдущие два года. Для этого изучите историю запросов.

Если ваши продукты активно вбивают в поисковики, то SEO нужно, но с оглядкой на уровень конкуренции и стоимость привлечения платящего клиента. Сложнее всего продвигаться продавцам стройматериалов, техники и электроники, финансовых услуг — здесь велика конкуренция, зато и средний чек немаленький.

В целом SEO пригодится интернет-магазинам, маркетплейсам, сайтам по продаже услуг (от спортзалов до швейных мастерских), сайтам компаний, медиа.

Сомнительной будет польза от расходов на SEO для одиночных лендингов (на них проще привлечь трафик с рекламы в соцсетях или контекста) и продуктов, спрос на которые минимален. Например, ремонт печатных машинок. Ниша есть, но спрос и предложение настолько незначительны, что все мастерские, скорее всего, уместятся на первой странице выдачи и без дополнительного продвижения. Но это всё равно не значит, что при создании такого сайта можно вообще отказаться от базовой оптимизации и настройки его под SEO. 

Сколько стоит SEO в Беларуси

SEO-специалистов не готовят в вузах, но овладеть этим ремеслом относительно несложно. Схожее качество по разной цене могут предложить и фрилансеры-ипэшники, и крупные агентства. Поэтому главным критерием выбора подрядчика при прочих равных должно быть его портфолио.
Если убрать наценку за бренд агентства, ценник зависит от:
  • исходного состояния сайта;
  • качества контента на нём;
  • уровня конкуренции в нише;
  • бизнес-задачи (привлечь трафик, увеличить количество заказов, попасть в топ-3 выдачи);
  • региона продвижения (областной центр, Минск, вся страна, Россия, международный рынок);
  • продолжительности кампании (месяц при постоянном абонентском обслуживании может стоить вдвое дешевле, чем при разовой оптимизации за пару месяцев).
Возможно, алхимия SEO вам пока непонятна, и кажется, что все подрядчики будут делать примерно одно и то же, просто один за 300 рублей в месяц, а другой — за 800. Но это не так. Хороший специалист никогда не назовёт точную цену сразу после приветствия и вопроса о стоимости. Он проведёт минимальный аудит, задаст вопросы, посмотрит позиции конкурентов, посчитает объём работы и предложит стратегию. Его цель — не развести вас на договор как можно скорее, а принести пользу вашему бизнесу.

Вилка же цен на белорусском рынке такова: от 200 рублей в месяц на минимальном тарифе у небольших агентств до 1500 рублей за комплексное обслуживание у лидеров рынка.
В следующей части, посвящённой SEO, Now расскажет, как оценить качество работы подрядчика и что делать, если вы решили заняться SEO самостоятельно. Ну а если информации хочется ещё больше — подключайте дополнительный пакет услуг «Витамин А». Он открывает доступ к образовательному контенту портала Probusiness.io о маркетинге, менеджменте и продажах.