Возврат денег за муху в супе. Какой еще сервис в ресторане вам должны по закону

для возможностей
11 июня 20243 минуты на прочтение
Когда в кафе или ресторане стоит просить жалобную книгу, а в каких случаях вам ничего не должны? Вместе с специалистом по защите прав потребителей Иваном Райкевичем разберемся в распространенных ситуациях, опираясь на законы.

Должны ли вам бесплатный стакан воды?

Начинаем сотрясать устои с истории о том, что посетителю обязаны подать бесплатную воду. Иногда эта просьба сопровождается уловкой, будто клиент умоляет о помощи и ему нужно просто запить таблетку. На самом деле работники ресторана сами не знают, должны ли они приносить воду или нет. Всё зависит от принципов сервиса в каждом отдельном заведении. Если четких указаний руководства нет, им проще согласиться, чем разбираться в этом вопросе. А что говорит закон?

Комментарий юриста: Нет нормы в законодательстве, которая бы обязала предоставлять бесплатно стакан воды в заведениях общественного питания. Но на практике в стакане воды вам, конечно, не откажут. Думаю, именно поэтому вводить такую обязанность – это излишнее регулирование. Гостеприимство и человеческое отношение никто не отменял.

Можно ли зайти в туалет заведения, не являясь его клиентом?

Нужда может подкрасться в самый неподходящий момент. Большинство людей уверены, что можно воспользоваться уборной любого ближайшего заведения, не покупая там ничего.

Комментарий юриста: До 17 апреля 2023 года людей были обязаны пускать в общественные и служебные туалеты при отсутствии общественных согласно санитарным правилам №110 от 01.11.2011 г., но теперь вопросы допуска граждан в туалеты на территории заведения регулируются внутренними документами субъекта хозяйствования.

Сперва заказал, а потом передумал - официанты должны подчиниться?

Выбор в меню бывает настолько обширен, что и глаза разбегаются, а посетитель хочет все и сразу. Заказал суп, но спустя время передумал, нашлось блюдо интереснее. Однако официант говорит, что так нельзя, так как чек пробит (или программа мешает). А точно нельзя?

Комментарий юриста: Услуга оказана? Оказана. Качественно? Вполне. Потому извольте оплатить, т.к. исполнитель имеет полное право получать плату за результат своей работы, вы ведь заказали суп. А уже есть его, понюхать или слегка попробовать – решайте сами.

Оплата только наличкой. Это законно?

Во время оплаты официант заявляет, что оплата только наличкой. Табличек нет, заранее никто не предупредил, говорят, мол, терминал не работает. Ужин бесплатно или нужно бежать в банкомат?

Комментарий юриста: Огорчу вас, но ужина бесплатно не будет. Да, принимая оплату исключительно наличными деньгами, продавец грубо нарушает ст. 9 прим 1 закона «О защите прав потребителей», согласно которой расчеты по оплате товаров (работ, услуг) осуществляются в наличной и безналичной формах, а продавец обязан предоставить потребителю право выбора формы оплаты (есть исключения, например, продажа физ. лицом товаров на рынке или в качестве ремесленника). При этом оплатить услуги вы также обязаны. Если Вам не предоставили возможность оплатить товар в той форме, в которой вы хотите (по карте) – можете оставить свои данные и пусть направляют вам претензию. Это если хотите пойти на принцип, уж коль это выяснилось после ужина.

Муха в супе? Вот варианты компенсации

Находка волоса или мухи там, где их быть не должно, например, в супе, конечно, значительно испортит аппетит, но в то же время спасет ваш кошелек.

Комментарий юриста: В этом случае мы говорим о некачественно оказанной услуге. Согласно ст. 31 закона «О защите прав потребителей» исключительно по вашему выбору, вы вправе потребовать

  • замены блюда,
  • снижения его цены,
  • устранение недостатка (хотя вряд ли вы будете есть блюдо, из которого вытащили муху),
  • возврат денег.

Ни официант, ни менеджер, ни директор ресторана не вправе решать за вас, что делать с некачественно оказанной услугой.

Долгое ожидание = бесплатная еда?

Если официант сказал, что блюдо готовится 20 минут, а клиент ждал его час, положена ли компенсация, возврат средств или, быть может, для него обед станет бесплатным?

Комментарий юриста: предоставлять блюдо бесплатно никто не обязан! Начнём с того, что потребитель имеет право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях).

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, – в разумный срок потребовать от продавца (исполнителя) расторжения договора и возврата уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы либо от изготовителя (поставщика, представителя) возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков – это предусмотрено ст. 16 закона «О защите прав потребителей».

Проще говоря, если долго готовят блюдо (дольше, чем вам обещали) – можно не ждать, отказаться от заказа и потребовать вернуть деньги, если вы его оплатили.

Заказал еду, но есть не могу: слишком экзотично. Деньги вернут?

Такой вопрос, бывает, возникает у тех, кто впервые пробует азиатскую кухню. Блюдо с изображением красного перчика в меню определенно подарит вашей слизистой новые ощущения, но аппетит оно утолит не каждому. Тогда почему мы за него должны платить деньги?

Комментарий юриста: Тут, как говаривал один известный российский футболист: «Ваши ожидания – ваши проблемы». Если блюдо соответствует тому, что описано в меню, правовых оснований требовать возврат денег у вас нет. Только если заведение пойдет вам навстречу. Вернуть блюдо или потребовать заменить можно только в том случае, если оно не соответствует описанию либо является некачественным.