Он составляется на будущий год, а в его основу закладываются различные прогнозы и теоретические расчёты. Если что-то идёт не так, то в бюджете появляются “дыры”, или, юридическим языком, дефицит. А пойти не так может многое.
Например, в бюджете Беларуси на 2020 год заложены:
- ВВП на уровне 141 874,7 млн BYN;
- рост ВВП на уровне 101,9%;
- курс USD — 2,2447 BYN в среднем за год;
- среднегодовая цена на нефть — 60 USD за баррель.
За январь-июль средняя цена нефти марки Urals
составила 40,34 USD за баррель. Наш бюджет уже проседает по этому показателю, ведь недополучает из-за ослабевшего российского рубля и снизившихся доходов нефтеперерабатывающих заводов.
Что касается курса USD, то с 20 марта он не опускался ниже 2,3692 BYN. Вероятно, реальный среднегодовой курс доллара будет сильно отличаться от заложенного в бюджет.
Помните, в предыдущей части финансового ликбеза мы говорили, что слепо верить прогнозам аналитиков не стоит? Одна уважаемая компания в 2019 году провела макроэкономическое исследование, по которому при базовом сценарии USD в 2020 году будет стоить 2,25 BYN, а при негативном — 2,31.
Что же за сценарий реализовался, если курс уже сейчас превышает 2,45 BYN? Обычный сценарий, при котором в прогнозах аналитиков не было, и не могло быть “нефтяных войн” с Россией и экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. “
Чёрные лебеди” в очередной раз посмеялись над предсказаниями.
Всё это значит, что по итогу года в экономике страны вряд ли сойдутся дебет с кредитом: уровень доходов и ВВП могут упасть, курс доллара и сумма внешнего долга — вырасти.
При этом государству придётся исполнять свои обязательства перед “бюджетниками” и пенсионерами. А пенсии тоже платятся из налогов, поступающих в Фонд социальной защиты населения. Соответственно, чем меньше работающих людей в стране, тем сильнее нагрузка на бюджет. Пенсии регулярно повышают в BYN, но чаще всего это частичная индексация с учётом выросшего курса USD. В августе средняя пенсия выросла в рублях по сравнению с январём, но просела в долларах.