А теперь к конкретным советам, потому что правильные слова сопереживания редко приходят к нам в голову естественным образом, в отличие от “успокойся”. План действий такой:
- Внимательно выслушать. Это значит смотреть на человека, а не в телефон, меню, телевизор, по сторонам.
- Встревать в рассказ о случившемся только со словами “да”, “хм”, “ничего себе” и “понятно”. Может, это звучит глупо, но так ты не перебиваешь собеседника, а перебивать в такой момент его точно не стоит, потому что именно в монологе он избавляется от отрицательных эмоций и двигается к решению своей проблемы.
- Назвать его чувство, например, “тебе, наверное, было больно/обидно/неприятно/страшно”.
Ещё раз повторю: когда я впервые прочитала эти советы, особенно пункт два, то подумала, что на практике это работать не будет, но я ошибалась. Считаю, что в наши неспокойные времена это очень важный навык. Не благодари.
— Привет!
— Привет, как дела?
— Слушай, сегодня такая жесть на работе была...
— Ничего себе.
— Ну, представь. У нас утром был all-staff митинг, то есть человек тридцать собралось в конфруме, и босс начал с того, что при всех отчитал меня за то, что я не успела подготовить отчёт, который он просил. Он так орал!
— Нда...
— Я вся красная сидела, и даже ничего сказать не могла. Я действительно не подготовила отчёт, но только потому, что меня завалили работой из другого отдела!
— Ничего себе!
— Я виновата, конечно, но это было ужасно. Он же мог подойти ко мне лично или вызвать меня в кабинет. Я бы всё ему объяснила. Тем более, что к вечеру я уже доделала отчёт. Я так перенервничала!
— Да уж, так себе история. Тебе, наверное, очень обидно.
— Обидно, вот именно. Думаю, завтра отнесу ему отчёт и попрошу, чтобы в следующий раз, если у него будут ко мне вопросы или критика, он делал это не при всех. Такой стресс, кошмар просто. А твои как дела?
Keep calm and carry on.
Меня зовут Оля. Я пишу новостную рассылку Expresso с 2015 года, и мне всегда есть что тебе рассказать.