Сколько можно? Как перестать покупать всё подряд

для меня
01 февраля 20217 минут на прочтение
Импульсивные покупки преследуют нас даже во время пандемии. Если раньше мы триггерились на значки скидок в торговых центрах, то сегодня нас подлавливают онлайн-товары и спецпредложения на них. Рассказываем, на что мы тратимся во времена коронавируса и как избежать ненужных покупок. 

Платные подписки

До локдауна Netflix надеялся привлечь семь миллионов новых пользователей, но в первом квартале 2020 года увеличил число своих подписчиков на 15,77 млн. И это только Netflix. А ведь ещё есть «Амедиатека», «КиноПоиск HD», IVI, Megogo, Apple TV+ и пачка других киносервисов, доступных в СНГ. И все они платные. 

Казалось бы, можно ограничиться условным Netflix, но там не все фильмы и сериалы. И оказывается, что нужный контент обитает на другом сервисе. А если там есть бесплатный пробный период, велик соблазн оформить ещё одну подписку.
В итоге подписки на сервисы накапливаются, как снежный ком. Про некоторые вы уже давно забыли, но автоматически платите чинш со своей карточки. И каждый раз вспоминаете о них уже после списания ежемесячной суммы. 

Так происходит не только с киностримингами, но и с музыкальными, спортивными и игровыми приложениями. Забытыми не остаются даже приложения для инвестиций: среднее число инвестиционных сессий в день с января по июнь 2020 года выросло на 88,14%.

Чтобы побороть пристрастие к коллекционированию приложений, оставьте на смартфоне/планшете только те, которыми пользуетесь прямо сейчас. Аргументы вроде «это понадобится в будущем» и «ну я иногда туда захожу» не принимаются: сохраняем только актуальные сервисы. От остальных отписываемся. Вот здесь подсказка, как это сделать максимально быстро. 

Техника

Если смотреть фильмы на старом домашнем ноутбуке ещё можно, то ежедневно работать на нём по 8–10 часов решительно невозможно. Это подтверждает и российская статистика: в третьем квартале 2020 года было продано около 1 млн ноутбуков — на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ещё лучше дела обстоят у игровых приставок. Во время самоизоляции спрос на консоли вырос в четыре раза. У игровых аксессуаров тоже всё хорошо: продажи одних только VR-гарнитур увеличились на 211%.
Это не всё. Также люди закупались увлажнителями воздуха, роботами-пылесосами, лампами и кухонной техникой — всем, с чем комфортно переживать изоляцию. Но насколько актуальны были эти технические обновления — большой вопрос.

Чтобы не закупаться техникой, которая через несколько месяцев покроется пылью, спросите себя: вам правда нужен этот товар? Старый ноутбук пора менять или его просто можно почистить? Консоль — это действительно необходимая вещь или хватит игр на телефоне? Робот-пылесос — классный помощник или хотелка, которой просто нужно переболеть? 

Ответите честно — будете в выигрыше в любом случае. Или необходимыми девайсами обзаведётесь, или деньги сэкономите. 

Спорт

Пока спортзалы сворачивали свои программы, белорусы делали ставки на спорт: в апреле платежи в адрес букмекеров обошли даже доставку еды. В киберспорте количество ставок увеличилось в три раза, а ставки на белорусский спорт выросли на 187% по сравнению с февралём. Мы рекомендуем заменить ставки на инвестирование — например, узнать больше о ДУ по приказу

Тяга к спортивным тренировкам тоже никуда не делась. Просто переместилась в квартиры. Люди стали покупать спорттовары для домашних занятий. По данным Forbes, продажи степперов увеличились на 503%, беговых дорожек — на 240%, велотренажеров — на 153%, а популярность гантелей и ковриков для йоги увеличилась на 103%.

Вот только вопрос: вам действительно нужны спорттовары, за которые придётся выложить несколько сотен рублей? Ведь для домашних занятий нужны только желание и специальное приложение. Например, Nike Training Club составит профессиональную программу тренировок без дополнительного оборудования специально для вас — бесплатно, комфортно и толково. 
Заказ еды из ресторана вместо домашней готовки, такси вместо поездки в полупустом автобусе, классический или онлайн-шоппинг с оправданием «весной всё точно будет ок» — во время пандемии есть десятки способов потратить деньги нерационально. Как же противостоять своим соблазнам? Психолог Сергей Зизюк раскладывает по полочкам. 
Если вы замечаете за собой склонность к необдуманным покупкам и хотите от этого избавиться, для начала стоит определить мотивы, по которым вы это делаете. Таких может быть несколько. 

1. Получить сиюминутное удовольствие

Покупка и правда может быстро поднять настроение. Но так же быстро может его и испортить, когда спустя какое-то время вы поймёте, что она была вам не по карману или не нашла должного применения.

Именно поэтому не стоит ходить по магазинам, когда вы голодны, расстроены или устали. В такие моменты нужно обратиться к тем способам поднятия настроения, которые не требуют материальных затрат, — пойти на прогулку, посмотреть кино, с кем-то пообщаться. А в магазин прийти позже, когда вы будете в нормальном эмоциональном и физическом состоянии. Тогда риск уйти оттуда с кучей ненужных приобретений, о которых вы потом будете жалеть, снижается в разы.

2. Накопить впрок

Иногда мы совершаем покупки из страха дефицита. Этому мотиву чаще подвержены люди, которые в какой-то период жизни испытывали недостаток материальных ресурсов или пережили финансовый кризис: жили бедно, недоедали, не могли позволить себе новые вещи или же их было попросту невозможно достать. И теперь накапливают всё, пока есть возможность. Особенно это касается распродаж и акционных товаров, когда возникает ощущение, что я могу купить это либо сейчас, либо никогда.

В таких случаях лучше до начала шопинга определиться с тем, что вам действительно нужно, а не ориентироваться на то, что есть в магазине. И чётко следовать своему плану. Если же ваше внимание привлекут те товары, которых нет в заранее подготовленном списке, лучше не покупать их сразу, а вернуться за ними завтра, если спустя ночь вы решите, что они вам всё-таки нужны. И не расстраивайтесь от их отсутствия — если вам это действительно нужно, вы найдёте что-то аналогичное и купите это за любые деньги.

Когда хочется что-то собрать — копите деньги. Для этого у Альфы есть простой, бесплатный и максимально удобный диджитал-продукт Альфа-Копилка. Настраивайте любой способ её автоматического пополнения (пришла зарплата или друг перевёл на карту должок), копите в рублях или валюте и получайте процент на остаток. Гениально!

3. Купить, находясь под влиянием

Этому мотиву подвержены люди легковерные, которых просто убедить. Они совершают покупку, исходя из свойств товара — например, потому что это красиво, вкусно или качественно. Реальная потребность при этом смещается на задний план. Поэтому такие люди часто совершают необдуманные покупки, находясь под влиянием продавца или рекламы.

В таких случаях, отправляясь в магазин, лучше ставить лимит по карте ровно на ту сумму, которую вы готовы отдать.