Как научиться понимать и поддерживать друг друга. Простые советы психолога

для меня
17 июня 20243 минуты на прочтение
Большинство конфликтов между людьми возникает от непонимания, и это сильно усложняет жизнь. Как это исправить? Разбираемся вместе с психологом Павлом Зыгмантовичем, ведущим телеграм-канала «Доказательная психология».

Что мешает нам понимать других людей?

Несовершенство коммуникации, говорит психолог.

Наше общение выглядит примерно так.

  1. Сначала у человека рождается какая-то мысль, он пытается ее осознать и облечь в слова в своей голове.
  2. Далее проговаривает ее вслух, причем, не всегда успешно.
  3. Часть сказанного потеряется еще на пути к ушам слушающего.
  4. Потом слушатель расшифровывает слова собеседника, используя собственный опыт и взгляды на жизнь.
  5. В результате почти любой разговор — это игра в испорченный телефон.

Важно: отношение к информации человека, который ее получает, всегда зависит от того, что с ним в данный момент происходит. Есть красноречивое стихотворение о том, как люди понимают чужие слова. Один герой говорит: «Я люблю пельмени». В ответ начинается: «а в Африке дети голодают», «а мы сидим на диете», «пельмени нынче уже не те» и т.д.

Люди всегда по-своему обрабатывают информацию. И это нормально.

— Конечно, это мешает, — делает заключение Павел Зыгмантович. — С одной стороны, до меня информация доходит не очень хорошо. В то же время я ее не очень хорошо обрабатываю. Если сложить эти два процесса, то вот и причина наших недопониманий, конфликтов и т.д.

Как улучшить понимание друг друга?

1. Научитесь четко выражать свои мысли

— Для этого можно, например, больше писать, — объясняет Павел Зыгмантович. — Письменная речь гораздо тяжелее, чем устная. Которая, в свою очередь, гораздо сложнее, чем просто умственная активность.

Человек, который много пишет, начинает постепенно лучше формулировать свои мысли. Можно вести дневник, просто записывать свои мысли. Даже не обязательно обрабатывать написанное. В идеале нужно говорить устно так, как будто пишешь. Тогда шансов исказить свою мысль становится меньше.

Это сложно, потому что устная речь гораздо свободнее письменной. Немалая часть устной коммуникации — это  междометия, указательные слова, визуализация. Например, сказал «Дай мне вот то», указал знаком, сделал движение бровями — и коммуникация состоялась.

2. Начинайте с главного

— Важно начинать разговор не издалека, а сразу обозначить намерение. Например, ситуация, знакомая многим. Девушка внезапно говорит: «Мне так нравится Турция». Что она имеет ввиду? Она хочет поехать в Турцию в отпуск и намекает об этом своему партнеру? Или выражает мнение, что Турция -- классная страна в плане культуры и истории?

Если это предложение поехать, то так и нужно говорить: «У меня к тебе предложение поехать в Турцию».

Если она хочет обсудить эту страну, значит, надо говорить: «Я хочу с тобой поговорить о Турции как о стране».

Желательно придерживаться такой схемы: сначала тезис, потом — аргумент. Почему-то люди чувствуют себя неловко, когда сразу переходят к делу. Некоторые пытаются сначала прощупать почву — готов ли собеседник к разговору? Но это лишнее.

Допустим, сразу высказываешь намерение, например: «Я хочу поговорить с тобой про поездку в Турцию». Человек в ответ: «А я не готов». Все понятно, теперь можно не тратить время на прояснения, а обсуждать эту неготовность. Идеальный вариант. Если мы долго прощупываем почву, на той стороне человек судорожно пытается понять, чего нам от него надо. Это утомляет.

Рассмотрим такую ситуацию. Клиенту звонит сотрудник банка, чтобы предложить оформить новую карту. Но начинает издалека, прощупывая почву: «А как вы оцениваете имеющуюся у вас карту?», «Пользуетесь ли какими-то бонусами?», «В какие магазины ходите?». В это время клиент начинает терять терпение — он не понимает, чего от него хотят.

Лучше сразу перейти к делу, начать с тезиса. Это ничего не гарантирует, но повышает вероятность благоприятного развития события. 

Как поддержать близкого в любой ситуации

Насколько сложно (или легко) научиться поддерживать других людей?

— Не сложнее, чем всему остальному, — объясняет Павел Зыгмантович.

— Есть определенное количество приемов, которым учат психологов. Например, хорошая вещь — валидация. Вот как она работает. 

Бывает, человек приходит к вам и говорит: «Я в бешенстве».

  • Что делать в этот момент: признать право человека испытывать такие чувства. Здесь могут использоваться разные фразы: «Да, на твоем месте я бы чувствовал то же самое», «Я тебя хорошо понимаю в этой ситуации». И только потом, когда человек успокоится, можно предлагать какие-то варианты.
  • Что не делать: не рассказывать, как правильно жить и что нужно сделать. Он не услышит. Более того, посчитает себя отвергнутым.

Помните, что если мы хотим, чтобы нас понимали, нужно прикладывать усилия. «Счастье — это когда тебя понимают» — написал герой старого советского фильма «Доживем до понедельника». Это правда счастье. Но «понимают» — это с одной стороны. Нужно и со своей стороны вкладываться, чтобы тебя понимали.

Общение — это всегда двусторонний процесс. Обе стороны ответственны за его результат. В разной степени, но с обеих сторон. Поэтому если хотите быть понятыми, старайтесь говорить понятно.