Что предпочитаете: ассорти хинкали или стар баскет? Это вопрос даже не о любимых вкусах - это о понимании городской еды как концепции. Наши коллеги заманили в Альфа-Хаб очень разных людей, приведших в Беларусь очень разные франшизы - Алексея Садового (“Хинкальня”) и Сергея Дутина (KFC). А Now выписал из получившегося диалога 8 цитат:)
Это 5 выпуск “Бизнес-Хватки”: шоу, в котором предприниматели задают друг другу острые вопросы в надежде на честные ответы. Все предыдущие эпизоды можно
посмотреть здесь.
А вот и свежие цитаты:
- Франшиза - это готовая модель: ты взял инструмент, переместил в локацию, переместил в новую локацию… И он везде ведёт себя одинаково, он предсказуем. [...] Собираешь этот паззл, и он работает. Фантазия здесь ни при чём: это просто бизнес, и он работает. Говорить, что это для людей со скудной фантазией… Это для тех, кто умеет считать и хочет зарабатывать деньги.
- Это актив. Какие варианты возможны на нашем рынке: ты владеешь помещением с этим убыточным заведением, или у тебя есть долгосрочная аренда. Это уже то, что очень легко конвертировать в деньги. Можно менять формат - придумывать третье-пятое-десятое; менять направление и вообще становиться магазином или парикмахерской.. С точки зрения финансов - это актив. 20 таких заведений?! Ну, значит, 20 таких странных активов:)
Пояснение. Речь о фразе Дутина после старта белорусской франшизы в 2016 году: он заявил, что KFC уже через 5 лет будет “бить” чеков больше, чем конкурент к своему 20-летию в Беларуси.
- Этот момент настанет через 2 года, и мы сможем свериться. Мы движемся step by step и подходим к этой заветной цели. Сегодня у нас 25 ресторанов против 16 у “Макдональдса”, и если мы ещё не достигли [цели], то уже очень близки. Мы с уважением относимся к конкуренту и стараемся брать у них лучшее, потому что есть чему поучиться. И, с уважением относясь к ним, мы потихонечку забираем их долю:) То, что мы будем впереди к пятилетию - это точно.
- Про бывших партнёров - как про бывших жён: либо хорошо, либо никак:) Выбор партнёра - это крайне важное и аккуратное решение, и это пришло с опытом. Изначально казалось, что будучи управляющим партнёром и застолбив за собой право принимать все принципиальные решения, мне [никто] не будет мешать. И не мешает, пока твой бизнес успешен. Возникают проблемы - возникают вопросы, и далее по нисходящей, вплоть до выяснения личных отношений. У меня по-прежнему много партнёров, но теперь я гораздо аккуратнее в выборе, и основных у меня трое - этой небольшой компанией единомышленников мы и развиваемся. Недоволен ли кто-то партнёрством со мной? Наверняка такие найдутся.
- Действительно, известное мнение. У нас есть программа экскурсий в рестораны: она 100% меняет мировоззрение людей, которые в неё попадают. Когда ты понимаешь, как устроены процессы внутри, какие используются продукты и какие стандарты у бренда в работе с ними - твоё мнение меняется. Мы проводим лабораторные исследования. Люди всё это постепенно понимают.
Пояснение. Речь об одном интервью Алексея Садового, в котором ресторатор рассказывал об интересе к таким заведениям.
- Пример на коленке с точки зрения денег. Ты вкладываешь в клуб 3 миллиона долларов, он лучший и самый интересный в Минске, собирает весь народ по пятницам и субботам. Модель позволяет тебе вернуть деньги за полтора года, и ещё полтора - зарабатывать: например, 3 миллиона, и ты удвоился. Через 3 года появляется другой клуб. У тебя было модное место, ты потешил самолюбие и заработал 3 миллиона. Сколько из таких клубов на деле делают факап, а не x2? Ну, нужно быть очень самоуверенным человеком, чтобы идти на подобные риски:)
Сейчас много мероприятий, все рассказывают, как строить бизнес, все приходят и слушают… Но никто ничего не делает [из услышанного]. Первый совет - отбросить все сомнения и начать. Многие люди думают, что бизнес - это такое “или повезло, или не повезло”. Это не так: да, есть риски - научитесь ими управлять, и тогда вероятность вашего успеха сильно возрастёт. И ещё такой момент, почему стоит начинать: в Беларуси очень много классных людей. И в стране, где столько классных умных людей, не создавать что-то новое или не оказывать качественную услугу - это преступление.
- Обратите внимание на такой инструмент, как франшиза. Это очень удобно, особенно если вы новичок. Это точно убережёт вас от многих-многих ошибок, детских граблей и так далее. Второе: работайте с профессионалами! Посмотрите “родословную”, закрытые кейсы и реализованные проекты. Профессионалы стоят дорого: будьте готовы заплатить за этот [профессионализм]. Не бойтесь - вернётся сторицей, лично мой опыт такой.