Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
— Самая большая ошибка в этой теме — предполагать, что мошенники используют какие-то особые приемы. Это не совсем так, — поясняет Павел Зыгмантович. — Точнее будет сказать, что они используют механизмы, которые действуют в любой ситуации.
Мы всегда обрабатываем информацию, которую получили. И когда человек говорит «меня убедили», то это значит, что он выслушал доводы других людей и сам себя убедил. Не всегда это происходит сознательно. В психологии это называется моделью когнитивной реакции, и она хорошо исследована в научном мире.
Простой пример. Вот мы слышим: «Скоро Новый год!». Один человек подумает: «Отлично — праздники приближаются, отдохну-повеселюсь». Второй: «О, надо же успеть купить подарки». Третий: «Опять эта нуднятина с новым годом, новым счастьем и всей этой мишурой». То есть одну и ту же информацию люди оценивают по-разному, потому что каждый человек пропускает ее через свои фильтры.
С мошенниками это работает примерно так же. Допустим, человек представляется сотрудником силовых органов и просит помочь в поимке преступника. А дальше потенциальная жертва начинает реагировать. Кто-то подумает, что помогать — это хорошо. Другой испугается последствий.
Важный момент! Мы ни в коем случае не перекладываем ответственность с мошенника на жертву, Конечно, виноват мошенник. Но если мы не знаем, как это работает, нам сложнее этому сопротивляться.Предоставляя информацию, мошенник использует определенные усилители, которые помогают добиться цели.
Это основные усилители (но далеко не все). Причем они могут использоваться все одновременно. Например: «У вашего сына (дочери и т.п.) серьезные проблемы. Ему срочно нужна помощь, медлить нельзя, иначе вы можете его потерять».
— Затягивание в разговор обычно начинается с мелочей. Прием называется «нога в дверях». Не говорят сразу: «Перепишите на нас свою квартиру». Нет, идет долгий разговор, и человеку звонят постоянно, чтобы он не успевал прийти в себя.
Когда потенциальная жертва совершает первое небольшое действие, то дальше человека легче втянуть. Главное — не дать человеку очнуться. И так люди умудряются не то что деньги с карты перевести, но и недвижимость переписать, а это процесс очень непростой. Действует как подъем по лестнице: стоишь внизу и думаешь, что не одолеть, но когда начинаешь подниматься по ступенькам, то шаг за шагом ты уже и наверху.
— Мошенники всегда работают по принципу повезет/не повезет. Понятно, что отреагирует не каждый, и у них есть своя воронка «продаж». Например, из 100 звонков 10 человек остались на линии, одного удалось облапошить. Выгода такая, что можно совершить еще 200 звонков. Многие думают: «Я точно не поведусь…»
— На самом деле поведутся абсолютно все! — утверждает Павел Зыгмантович. — Вопрос в том, попадут ли в нас и в каком мы состоянии будем в этот момент. К сожалению, мы все уязвимы. Я не зря начал с модели когнитивной реакции — это естественный для человека процесс. Мошенники просто используют его в своих целях.
Кстати, согласно некоторым исследованиям, наиболее уязвимы как раз те люди, которые считают, что они точно не поддадутся на все эти уловки. То есть излишняя уверенность в себе может сыграть с человеком злую шутку. Некоторые даже пытаются вступить в разговор, надеясь обвести мошенников. Ни в коем случае не играйте в эти игры! Как говорится, в травматологию люди чаще всего попадают после слов «Смотри, как я умею!»
Почему жертвами мошенников часто становятся люди старшего поколения?
— У себя в телеграм-канале я уже писал об исследовании на эту тему, которое провели ученые-психологи из Университета Флориды (средний возраст участников — 75 лет). Если говорить простым языком, то людям старшего возраста труднее понять, что перед ними обманщик. Им сложнее допустить, что вот этот хорошо одетый, ровно подстриженный и вежливый парень может оказаться мошенником.
Мы слышим потом объяснение от наших родителей: «Как же так?! Такой приятный молодой человек…». И, наоборот, от девочки с татуировками по всему телу, которая матерится и сплевывает на асфальт, ничего хорошего ждать не приходится, считают старики. Хотя эта девочка, возможно, найдет их кошелек и домой еще принесет.
Тут прямой корреляции нет, но пожилым людям тяжело допускать мысль, что приятный человек может быть обманщиком. В целом все это называется эффектом ореола, когда на основании одного факта о человеке мы делаем вывод о его личности в целом.
Это хорошая стратегия не только для пенсионеров — защитить деньги не только от мошенников, но и от самих себя. Опять же, удастся избежать многих импульсивных покупок.
Стоит ли постоянно рассказывать пожилым родителям об уловках мошенников, предупреждать их?
— Скорее всего, это не поможет. Это как с детьми: сколько ни будешь их пугать «чужим дядей», риски все равно сохраняются. Да и что это будет за общение с родителями?! Лучше разработать систему, которая сама по себе будет сдерживать импульсивные траты, в том числе и на мошенников.