“Она как минимум не банальна”. Оцениваем искусство онлайн вместе с арт-критиком

для меня
21 июля 20206 минут на прочтение

Недавно мы рассказывали, где купить белорусский арт онлайн. Теперь Now связался с арт-критиком Любовью Гаврилюк, чтобы она экспертно оценила часть работ из онлайн-гипермаркета 21vek и группы в Facebook “123”. Спойлер: понравилось не всё.

Полина Безуглая
Главный редактор Chrysalis Mag

Подготовка

— Перед началом остановимся на важных вещах, которые стоит знать. Первое, что надо для себя понять — это цель: для чего вы хотите купить произведение искусства? Для интерьера? В подарок? В коллекцию? С этого всё начинается.

Следующий вопрос — о личности художника: это начинающий автор, которого ещё не знают, который не участвовал в выставках, не имеет пока персональных проектов, или это уже человек с историей? Важно посмотреть его профиль, как работает этот автор, что ему интересно в искусстве. Вы же будете принимать решение, а это важно. Я уже не говорю о том, что современное искусство само по себе контекстное. То есть надо максимально много узнать о художнике, потому что одна его работа в онлайн — только верхушка айсберга.

Третий пункт связан с самим форматом площадок. Хорошо то, что они работают как виртуальные галереи — вы можете, не тратя время, посмотреть много работ и вернуться к ним ещё пять раз. Не нужно быстро выносить окончательный вердикт, который сейчас боюсь выносить я. 

Но во всём этом есть свой нюанс: искусство надо смотреть в реальном пространстве. Может, я такой консервативный критик, но решение я бы принимала уже после того, как посмотрела работу в галерее или в мастерской. Об этом стоит договориться с самим художником. 

Переходим к работам. Первым делом открываем группу “123” и сразу видим на работу Анны Макаровой “Бамбук. Китайская живопись” (80 BYN)
Анна Макарова "Бамбук". Китайская живопись. Китайская тушь на рисовой бумаге. Размер работы — 39х30 см, 80 BYN.
— Это стилизация. Она декоративная, но и не претендует на что-то сверхъестественное. Точно может вписаться в интерьер. По крайней мере, это такой оммаж (прим. дань уважения) восточной классике. Он не устареет и его нельзя назвать остро современным. Да и сказать, что это архаика, тоже нельзя — скорее, хорошая стилизованная работа. 

Могу представить её в контексте бытовой культуры в лучшем смысле этого слова. Безусловно, имеет значение, что человек хочет видеть в своём доме. Хотя интерьерным работам в искусстве не придаётся такого большого значения, но ваш дом — ваша вторая кожа. Это самое близкое пространство человека.

По сюжету здесь всё очень просто, чтобы не сказать банально, но бамбук всё же — символ развития, быстрого роста, и это считывается. Думаю, эту картину можно повесить и в офисе, в публичных пространствах.

Листаем чуть ниже и видим наброски таксы от Игната Инькова по 10 BYN каждый.
Игнат Иньков, наброски таксы. 10 BYN за один набросок. Обычный лист бумаги А4.
— Вот эти наброски я видела! Мне бы хотелось, чтобы человек как-то закончил работу. Потому что они хорошие, но как ученические. А вот если бы это была графика! А пока у меня ощущение, что это действительно ученический эскиз, который мог бы быть закончен, но нет. 

Если вы покупаете произведение искусства, всё-таки вам нужна законченная работа. Да, если автор — Пикассо, то пусть работа даже на автобусном талончике выполнена, вы всё равно её купите. Хотя тут стоит посмотреть, кто этот художник. Может, он тоже Пикассо? Работа неплохая, просто хотелось бы завершённости.

Спускаемся ещё чуть ниже в ленте группы и натыкаемся на две работы, которые даже сравним.
Слева: Настасья Рик Ганчарова "Праздник урожая", 2020. Линогравюра, аппликация. 42х29 см. 80 BYN.
Справа: Наталия Евмененко "Колосья", 2019. Цианотипия, фотограмма, 23х33 см, паспарту 35х45 см 45 BYN.
— “Праздник урожая” Настасьи Рик Ганчаровой – пока это скорее “нет”. Похоже на стилистику восьмидесятых, хотя это линогравюра (прим. способ рисования на линолеуме), хорошая техника. Не увидела сразу элементы коллажа. Хотелось бы её посмотреть получше, не просто на фото.

По поводу "Колосьев". Точно знаю, что Наталья — хороший фотограф. Тут на примере можно увидеть разницу её работы и “Праздника урожая”. Выбирая из этих двух, я бы выбрала “Колосья”. Уровень интереснее. И этой работой задаётся определённая планка. Она более стильная, хорошо стилизована. Наталья тут почти ушла от фотографии, от фигуративности. 

А вот у Настасьи прорисованы головы людей, что характерно скорее для прошлых десятилетий. Да и композиционно “Колосья”, мне кажется, лучше решены. Диагональ сама поддерживает образ, энергетику, взгляд скользит, есть нужная динамика. А поле “Праздника урожая” – полностью фактурное, и уже не то, но надо видеть коллажные "включения" с листьями. Да и фактуры бывают абсолютно разные — в общем, хотелось бы увидеть поближе!

Оцениваем также одну картинку из каталога 21vek — “Коралловый риф” Елены Гиль за 350 BYN.
Елена Гиль "Коралловый риф", бумага (разворот из книги), акрил, размер 214×328 мм.
— Она как минимум не банальна, могу вам сказать сразу. Картина любопытно решена по цвету. Подозреваю, что здесь такая тонкая нюансировка (прим. система нюансов). На фото не очень хорошо видны перламутровые тона, этот серебристый, серо-розовый, это точно может быть интересно. Именно тот случай, когда лучше писать лично и находить автора.

Смущает только, что это разворот из книги — это иллюстрация? Есть оформление у этой работы? Каким оно должно быть? Листы должны быть как-то скреплены? А что делать с паспарту и рамой? Посмотрите другие работы художницы. Как она представляет этот разворот из книги? Ещё акрил на бумаге меня смущает немного. Эту работу точно надо смотреть конкретно, и перед покупкой советоваться с художницей об оформлении.