Поскользнулся и упал в магазине или кафе. Как получить компенсацию?

для меня
10 мая 20243 минуты на прочтение
Каждый день, выходя из дома, мы можем столкнутся с травмами или неприятностями из-за халатности других людей. Вместе с специалистом по защите прав потребителей Иваном Райкевичем, NOW разобрало типичные ситуации, которые происходят с завидной частотой. От случайно разбитых бутылок в магазинах до порчи вашей одежды в автобусах.

Поскользнулись в магазине

Сейчас реже, но зимой актуально. Вы пришли за покупками в магазин, где уборщица только-только помыла пол, табличку поставить забыла (даже если поставила – это на что-то влияет?). Далее гравитация и подошва делают свое дело. Вы падаете, получаете ушиб, хочется крикнуть: что у вас здесь происходит?

Что делать, чтобы получить компенсацию? Спойлер, да, она есть.

– В случае, если вы получили травму в магазине (поскользнулись, упали, порвали куртку или получили ушиб, иную травму) – вы имеете право на компенсацию причинённого как морального, так и материального вреда. Конечно, ключевым фактором будет являться наличие вины магазина. Если вы шли, смотрели в телефон, а не под ноги, в результате упали на ступеньке – это ваша вина. Никто ничего не должен компенсировать, – говорит Иван. 

Но если в магазине производилась уборка пола, причём так, что сцепление подошвы и напольного покрытия снижено до степени неконтролируемого при нормальных условиях эксплуатации (говоря человеческим языком, наступаешь и сразу скользишь) – это уже вина магазина. Необходимо было исключить проход потребителей по только что вымытому полу до момента высыхания.

Травму, конечно, требуется зафиксировать, в идеале, вызвав скорую помощь. После этого предъявлять к магазину требования материального характера.

Разбитую бутылку просят оплатить прямо на кассе – это справедливо?

Видеоролики с тем, как целые витрины превращаются в битое стекло, переполняют интернет. У зрителя может развиться целая  фобия. Представим более реальный сценарий: вы случайно задели бутылку вина на полке, она упала и разбилась. Охранник уже потирает руки: ведь разбил – считай, купил. Вас ведут на кассу и пробивают товар, как покупку. Всегда ли посетитель должен платить за разбитые товары магазина? Вот комментарий эксперта:

– Нужно смотреть, почему это произошло, ведь от этого зависит, кто будет платить. Если вы случайно ее зацепили и она разбилась — вина ваша. Не важно, сделали вы это рюкзаком, курткой или за вас это сделал ваш ребенок. Но если вина лежит на магазине — например, они поставили товар на край полки или полка была плохо закреплена — тогда вы платить НЕ обязаны.

НО вы не обязаны оплачивать поврежденный товар прямо на кассе. Это не покупка, а компенсация ущерба. У вас есть опция оставить свои контактные данные и попросить прислать письменную претензию, где будет объяснено, сколько и почему там считают, вы должны заплатить.

За чей счет посиделки на окрашенной скамейке в парке, если предупреждающих знаков не было?

Как хорошо читается в парке на лавочках. Однако, иногда развязка у такого досуга имеет негативный окрас, ведь новый цвет получила не только скамейка, но и ваши брюки. Ни бумажки, ни таблички, ни запаха. Ничего не помогло вам понять, что скамейку только что омолодили. Реально ли получить компенсацию?

– Здесь усматривается вина эксплуатирующей организации, поскольку человек не был предупрежден о том, что нельзя использовать скамейку. Что она окрашена и может привести к порче вашего имущества. Пострадавшему необходимо обратиться в организацию, которая отвечает за эксплуатацию объектов благоустройства с претензией.

В ней необходимо указать обстоятельства, при которых произошло повреждение его имущества, приложить пару фотографий, на которых видно отсутствие предупреждения о том, что лавка окрашена. Также указать сумму, в которую оценивается поврежденное имущество (может понадобиться товароведческая экспертиза),  – поясняет Иван. 

Сели в автобус и приклеились к жвачке…

– Ввиду того, что объективно невозможно установить вину автобусного парка, и нет возможности контролировать состояние автобуса на каждой остановке, думаю, привлечь автопарк к ответственности в данной ситуации будет затруднительно.

При этом, если кресло автобуса имело, допустим, острые, выступающие края, зацепившись за которые вы порвали одежду, конечно, можно требовать возмещения её стоимости.

Чужой ребенок испачкал меня. Его родители мне должны?

Ситуация: в общественном месте к вам подбежал ребенок и, например, обляпал мороженым, тем самым испортив одежду. Обязаны ли его родители компенсировать химчистку, и как правильно поступать в данной ситуации? 

– Согласно нормам гражданского кодекса, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине. Так что, если ребенок испортил вашу одежду, вы вполне можете потребовать компенсацию химчистки.

Самым проблематичным в этой ситуации будет установить данные родителей, т.к. если они откажутся что-либо компенсировать и просто уйдут, придётся обращаться в милицию, чтобы установить их личности, а после – в суд за защитой своих прав, – комментирует Иван.