Почему «Дюна» — не фильм года, но её можно спасти

для меня
19 сентября 20216 минут на прочтение
В прокат вышла «Дюна» Дени Вильнёва. Рейтинг на «КиноПоиске» — 8,2. Кинокартину называют главным блокбастером года. Но так ли это? Никита Дашкевич сходил на премьеру и разобрался, чем фильм хорош, а чего ему не хватило. 
Почти шестьдесят лет назад писатель Фрэнк Герберт рассказал, что на Спайсе (специальном веществе, необходимом для межзвёздной навигации; ещё его называют меланжем, пряностью) можно далеко улететь. Но заплатить придётся сполна. 

А потом книжная «Дюна» стала базой и настоящей классикой фантастики, где меланж годами носила корабли сквозь Вселенную. 
«Дюна», 1984
Время шло, жанр набирал вес вместе с Ридли Скоттом, а 1984 год стал знаковым для двух кинокартин. Первая многократно окупилась и золотом выбила «I’ll be back» на теле кинематографа. Второй стала «Дюна» 1984 года. Не смотрели? Ничего удивительного. Получился звонкий провал и единственная странная картина в портфолио Дэвида Линча, после которой фанаты были обречены почти сорок лет скитаться по буквам первоисточника.

It's a match!

Вильнёв на съёмках «Бегущего по лезвию 2049»
Сразу с главного. Дени Вильнёв — гений. А вместе с «Прибытием» и «Бегущим по лезвию 2049» он стал ещё и амбассадором современной фантастики. Абсолютно талантливый визионер с узнаваемым стилем, чьи фильмы — это ритуал. Обволакивающий саундтрек, широкие планы, приглушённые цвета и медитативное повествование создают атмосферу, в которой хочется раствориться.
«Прибытие»
Но не всем. Надо понимать, что Вильнёв никогда не был кассовым режиссёром, его фильмы со скрипом собирают минимально необходимую сумму, а кинотеатры не лопаются от зрителей. Даже на премьере за 10 минут до начала мы легко нашли свободные места. Но, скорее всего, «Дюна» станет его первой громкой победой. Правда, по всем ощущениям «пирровой».  

Большие ожидания — большая ответственность

Давайте честно: «Дюна» 2021-го получила народный титул «Фильм года» в большей степени из-за постковидной пустыни в кинотеатрах. Людей, знакомых с первоисточником, очевидно меньше, чем шума вокруг премьеры. Вильнёв — крутой, но не массовый режиссёр, а оммажи к первой экранизации не ждёт даже Линч.

Но у новой «Дюны» есть всё, чтобы стать эпохальной франшизой: богатый на детали и очень крепкий фундамент, идеально подобранный режиссёр, сильный кастинг, великолепная картинка и целое море из песка и фансервиса. Вильнёв удачно адаптировал книжную «Дюну», но сделал это большой ценой — фильм стал заложником контекста. 
Зритель без бэкграунда увидит очередные придворные потасовки, где нефть и золото заменили на меланж. Этот пряный порошок, кстати, играет ключевую роль и одновременно даёт целый пакет бонусов: продлевает жизнь, ускоряет мозг, дорого стоит. А Фримены (пустынное племя) так и вовсе солят им суп. 

Добыть вещество можно исключительно на планете Арракис, которая по воле императора перешла от дома Харконненов к Атрейдесам. И пока омерзительный боров Владимир (Стеллан Скарсгард) готовит ловушку для новых хозяев, Лето (Оскар Айзек) включает отцовский инстинкт и занимается подготовкой Пола (Тимоти Шаламе) к ответственной роли герцога. 
Потом по щелчку происходят предательство, погром и побег, так что количество действующих лиц заметно уменьшается. Но все, кто мелькал на экране, не вызывают ни малейшего отторжения. Если это не прописано сюжетом, конечно. 

Все на своих местах, всем веришь, все запоминаются, даже если появлялись в кадре на несколько минут. 

Пиши, сокращай

Несмотря на то, что картина идёт два с половиной часа, понять, куда она приведёт, непросто. Одни персонажи погибают, не успев представиться, другие постоянно здороваются с «богом из машины», а общая история под грузом нераскрытой информации перестаёт держать. 

Если вы не читали книгу или вообще идёте в кинотеатр на одном трейлере, то приготовьтесь — будет сухо, как в Арракисе. Буквально всем элементам, механикам, героям и локациям тесно в рамках заявленного хронометража. Здесь практически нет «маленьких» историй и мирных эпизодов, которые знакомили бы с устройством мира. А к титрам мы подходим с шахматной доской, на которую судья спешно доставляет фигуры и обозначает стороны. 

Это не «Братство кольца», не «Новая Надежда» и не «Тайная комната»: нового зрителя не ведут за ручку из Шира, не предлагают выпить в баре Татуина и не показывают ему прыгающих шоколадных лягушек. В «Дюне» конкретно не хватает воды. И дело здесь не только в пустыне. Мир рисуется настолько широкими мазками, что единственная шутка, которую показали ещё в трейлере, смотрится неуклюже.  

«...это только начало»

В американском прокате фильм называется «Дюна: первая часть». И для неподготовленного зрителя это снимает 95% всех вопросов. Книга Фрэнка Герберта — это монструозная машина, которая органична в формате сериала. А мы получили пролог без гарантии увидеть продолжение. И это самая большая проблема: фильм невероятно амбициозный для столь туманных перспектив. Прямо сейчас Warner Bros. следит за кассовыми сборами и ждёт результатов с HBO Max, чтобы дать сиквелу зелёный свет. 

Итак, «Дюна» — не прорыв и не блокбастер, коим её пытаются продать. Но зато это очень красивая картина, которая остро нуждается в продолжении. Билет на «Дюну» открывает возможность показать голливудским боссам, что хорошей большой фантастики должно быть больше. И если мы упустим такой шанс, кажется, следующий будет нескоро.