Уловки супермаркетов: как нас заставляют тратить больше

для меня
02 сентября 202110 минут на прочтение
Как часто вы идёте в магазин за молоком и хлебом, а возвращаетесь домой со сникерсом, коробкой сока и пакетом гречи в придачу? Уверены, что даже самый экономный вспомнит такую ситуацию. Кажется, что всё это дело случая, ведь и масло заканчивается, и туалетная бумага была на скидке. Так? Или всё-таки нет? Now и Лена Чурсинова проанализировали хитрости магазинов, которые заставляют нас из раза в раз тратить больше. Читайте до конца, чтобы узнать самый простой лайфхак, который убережёт от покупки «запланированной» продуктовой корзины на скидочке. 
На входе в торговый зал маркетологи уже поставили первую ловушку — это корзины и огромные тележки. 

Казалось бы, магазин заботится, чтобы мы не носили громоздкие товары в руках. Что здесь такого? Но на самом деле наш мозг воспринимает это так: корзина или тележка должна быть соизмерима с объёмом покупок, поэтому мы будем пытаться закрыть хотя бы её дно разными товарами. 

Как это работает: вот вы загружаете в корзину несколько товаров. Кажется, чего-то не хватает, точно про что-то забыли, корзина-то полупустая. Наворачиваете второй круг по залу и кладёте пачку творога. С чувством выполненного долга идёте к кассе с потолстевшей корзиной. Теперь точно всё взяли.
  • Совет: если нет задачи затариться на день рождения или выезд на шашлыки, берите небольшую корзинку. Если пришли только за хлебом и банкой сметаны, вообще проходите мимо зоны с тележками, эти продукты легко донести до кассы в руках. Такой приём позволит избежать ненужных покупок. 
В супермаркетах чаще всего своя полоса движения — справа налево, то есть против часовой стрелки. Почему? Так нам комфортнее и понятнее двигаться. Около 85% жителей планеты правши, и им удобнее брать товар с полки активной рукой. Именно поэтому магазин расставляет самые дорогие товары справа, в то время как слева представлены позиции побюджетнее.

Ещё одна уловка в расположении товаров — расстановка в самом начале торгового зала менее нужных товаров вроде сладкого, напитков, канцелярии. И только в конце зала мы видим хлеб, молоко, мясо и рыбу. 
  • Совет: советуем начинать движение слева направо, как бы странно это ни выглядело. И не глазеть по сторонам, пока прорываетесь к нужному прилавку. Таким образом товары, которые при привычном движении были слева (то есть более дешёвые) теперь будут справа. И вашей руке удобно (если вы правша), и кошелёк остаётся толще. 
Замечали, что часто дорогой товар соседствует с ещё более дорогим? Эта хитрость применяется, чтобы нам казалось, что не такой уж и дорогущий этот сырок, есть же ещё вон тот за 3 рубля. В это время дешёвый товар мирно лежит себе где-то поодаль.

К ухищрениям маркетологов относят и расположение на самых нижних полках товаров с бюджетной ценой, а на уровне глаз — продуктов с высокой.
  • Совет: не ленитесь рассмотреть прилавок полностью: наклониться к нижним полкам, окинуть взглядом ассортимент в целом. Если на это нет времени, не ведитесь на новинки. Кладите в корзину проверенные товары, стоимость которых вам давно известна.
О, наши любимые скидки. Признайтесь, что хоть раз в жизни велись на красные ценники. 

Вопрос такой уловки спорный. Скидки и акции — это неплохо и чаще всего действительно выгодно. Но чтобы купить товар по настоящей скидке, нужно владеть вопросом его реальной стоимости. И не в одном магазине.

Иногда супермаркеты и онлайн-магазины грешат выставлением псевдоскидки, когда на самом деле цена на товар вообще не изменилась. 

Ещё можно увидеть акцию в зале, а на кассе выяснить, что предложение распространяется на покупку от двух единиц. И что мы делаем? Плетёмся ещё за одной. Или даже так: услужливый кассир сам предлагает сходить за товаром. Максимальный комфорт для нас, минимальный для нашего кошелька.  

К подобным проделкам относятся и скидки на сопутствующие товары. Например, летом в сезон барбекю в ход идёт не только мясо, но ещё кетчуп, овощи, мангал, розжиг, ракетки для тенниса и куча другого. Чек растёт, деньги тают. Не спорим, отдых пройдёт на ура. А потом будем думать: «И нафига я это всё покупал, всё равно половину выбросили». 
  • Совет: старо как мир — список покупок. Этому способу экономии нас учили мамы, их — их мамы, а их — их мамы. Список позволит меньше глазеть по сторонам, так как вы будете целенаправленно искать нужный пункт из шпаргалки. А если ещё заранее прикинуть стоимость каждого продукта, то даже получится мысленно выставить лимит на покупку. Также можно попробовать удержаться от покупки на акции и вернуться в магазин, когда она пройдёт. Так вы узнаете, была ли она вообще. Но это, конечно, рискованно, если на реальной акции был давно желанный зелёный iPhone. 
«Магическая девятка» стольких покупателей забрала в свой плен, что не счесть. Ценник в 199 рублей кажется привлекательнее соседа в 200, хотя он может иметь более качественный состав или граммовку. Хитрость в том, что мозг воспринял первые цифры, которые меньше, и посчитал это выгодным.
 
Ещё быстрее реализуются товары со значком «эко» или «выращено на ферме». За эти продукты покупатель подсознательно готов платить больше. К привлекательным и, соответственно, быстрее продаваемым относятся продукты с рецептами на упаковке, ведь они кажутся практичнее других. 
 
Ну и красные ценники без акции — зло в чистом виде. Мы привыкли к ассоциации «красный = акция», а магазин решил взять и напечатать обычную стоимость на этой бумаге. 
  • Совет: считайте реальную выгоду, а не ту, которую подсказал ценник «1,99». Мытая морковка — обычная морковка. И промыть её дома — дело меньше минуты. Так зачем платить больше? И обязательно вчитывайтесь в характеристики товара, ведь далеко не всегда «эко» будет действительно экологичным.
Тоже путаетесь в нынешних ценах? Это за кило или за 100 грамм? За одну штуку или упаковку?
 
Хитрые жуки выставляют на прилавок ценники по такому принципу: для дешёвого сыра — за килограмм, рядом для дорогого — за 100 грамм. И вот визуально дорогостоящий сыр кажется приемлемым по цене.
 
В заблуждение вводит и цена за штуку, которая вроде даже нормальная, если не смотреть стоимость на этот же продукт за килограмм. Убивает наповал покруче любых скидок. 
 
Грешат и производители. Например, лет десять назад шоколадки были ровно по 100 грамм. Потом в такой же упаковке стало 90–95 грамм. 
 
Объём молока всегда был литр. Но сейчас всё в той же упаковке умещается 900 мл. Обмана здесь, конечно, нет. Но уловка применена. Мы не ждём подвох, видя прежнюю этикетку. И уверены, что покупаем знакомый по всем параметрам продукт, в том числе по весу.  
  • Совет: проверяйте вес и объём товара. Цена может быть ниже из-за меньшей тары. Да, это скучно и нудно, но чем больше вы будете считать, тем быстрее будете понимать ценообразование и принимать взвешенное решение. Тем более в любом смартфоне есть калькулятор, вооружайтесь им. 
Получали уведомления, что именно тот корм для кота, который вы постоянно покупаете, сейчас продаётся по выгодной цене за несколько пачек? Или стиральный порошок по специальной цене только для вас?
 
Собственно, дисконтная карта рассказывает обо всех предпочтениях. Магазин получает возможность влиять на наши расходы, привлекая распродажами и индивидуальными скидками. Да, индивидуальное предложение пахнет выгодой, но не только для покупателя. Продавец таким образом раскручивает на покупку большего количества товара.
 
Или «Последний шанс, такого больше не будет!». А нет, через месяц повторили. Магазин создаёт эффект дефицита и ограничивает наше время на обдумывание. 
  • Совет: подумайте дважды, на самом ли деле покупка необходима прямо сейчас или же вы просто повелись на скидку. Нет таких акций, которые магазин повторяет один раз. Как правило, они будут проходить с определённой периодичностью. 
Уверены, этим никого не удивить. Но что правда шокирует — это до сих пор работает. Поэтому если скучаете в очереди, не смотрите в сторону батончиков, новых жвачек и мишек-желатинок. 

Расчёт сделан на то, что наша бдительность упала: мы на кассе, квест «Не скупить всё» пройден. В награду можно захватить вон того малюсенького «Медвежонка Барни». О, он ещё и на скидке. Возьму два. 
  • Совет: если ребёнок просит конфету на кассе, будьте хитрее и всегда носите с собой леденец в кармане. А сами держитесь из последних сил и не тянитесь рукой к шоколадке. Вы уже на финишной и забудете про неё сразу же, как выйдете из магазина. 
Вот он, оберег от ненужных покупок и мощная защита от бессмысленного блуждания по магазину — сытый человек. 

Перед походом в продуктовый утолите голод хотя бы лёгким перекусом. Голодный организм не будет думать про экономию, а захочет насытиться чем угодно. И тут хитрости супермаркетов будут работать как нельзя лучше. Запах свежей выпечки, блестящее сочное яблоко — ну как всё это не взять? 

Так устроена индустрия продаж — сделать так, чтобы мы покупали больше и чаще. Нам остаётся лишь менять правила игры под себя и всегда быть начеку.