Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
“Бизнес/Стартапы” - одна из самых сложных категорий в "Смелее. Авторы". Но 29-летний Александр Литвин уже давно в теме, и здорово разобрался с оппонентами, завоевав главный приз. Его интереснейший текст про 10 стартаперских ошибок - ниже!
Предварительное маркетинговое исследование сэкономит ваше время и деньги. Всегда отталкивайтесь не от своей идеи, а от реальной проблемы. Стартап должен устранять “боль” многих людей. Ни у кого не болит, и на рынке вообще нет конкурентов? Это должно вас насторожить. Принцип “сначала сделаем, потом кому-нибудь продадим” не работает.
“Придумаем проект, привлечём инвестиции — заживём!” — плохой бизнес-план. Стартапер, который верит в свою идею, рискует стабильностью и накоплениями. Он обращается за помощью к 3F — family, friends, fools, прежде чем искать инвестиции у бизнес-ангелов или фондов.
Как бы ярко ни горели глаза у CEO — если он не продал машину/не перешёл на полставки ради стартапа — едва ли он сможет убедить инвесторов. И это справедливо: человек не рискнул своими деньгами и комфортом ради “дела жизни” — почему?
Шура из “Золотого телёнка” точно знал, сколько ему нужно для полного счастья — 6400 рублей. Всем бы стартаперам такую точность! Часто они оценивают сумму навскидку и привлекают меньше денег, чем нужно. Инвестиции заканчиваются, а стартап пока не зарабатывает. Это “долина смерти”, из которой не выходит 9 из 10 проектов. Чтобы избежать её, точно считайте, сколько денег нужно команде. Зарплаты, аренда, хостинг, маркетинг: учитывайте всё.
Не стоит брать и лишних денег. Со временем стартап подорожает, и за эти же деньги вы предложите инвесторам меньшую долю.
Нормально привлекать венчурные инвестиции в обмен на 5-10-20% акций в каждом раунде. Если отдать больше, у основателей стартапа и команды пропадёт интерес, им будет сложно собрать следующий раунд. Увы, не все инвесторы понимают это, и хотят сразу получить 40-60% компании.
Опасна и другая ошибка — раздать все доли в виде опционов сотрудникам, ничего не оставив инвесторам или акселератору.
Хороший инвестор — не “кошелёк”, а помощник. Он выручит и финансами, и экспертизой, и контактами. Если человек говорит: “Вот вам деньги, делайте что хотите — я в этом не понимаю”, стоит поискать другого инвестора. Оценить компетентность помогут проекты, в которые уже вкладывался этот бизнес-ангел или фонд — свяжитесь с ними.
Акселераторы — отличный источник знаний, контактов и инвестиций. Оценивайте их потенциальную пользу так же — по опыту стартапов, прошедших через них. Кстати, есть equity-free акселераторы, которые не берут долю за обучение.
Да, они могут быть очень хороши. Но их зарплаты “сожгут” ваш бюджет раньше, чем стартап выйдет хотя бы в ноль. Помните про “долину смерти”? В неё ведут разные дороги, и одна из основных — покупка игроков уровня Криштиану Роналду в подающий надежды, но всё же БАТЭ.
Приложение скачивают! Здорово, а на платные опции подписываются? И если из 100 пользователей через месяц приложением пользуется два человека, перспективы так себе. В зависимости от бизнес-модели, для вас может быть важной выручка (revenue), возврат пользователей (retention), рост регулярной месячной выручки (MRR), и прочие.
“Добавим тариф с оплатой за действия, и привлечём разовых клиентов, которым невыгодно платить за месяц”. “Зелёная кнопка лучше красной”. В вашем случае гипотезы будут другими — тестируйте их, чтобы добиться лучшей конверсии и большего чека.
CLV (Customer Lifetime Value) — это то, сколько клиент заплатит за время пользования вашим продуктом. Показатель должен быть больше стоимости привлечения пользователя. Иначе баланс уйдёт в минус, даже если в моменте вы покажете рост выручки и числа клиентов.
Воодушевлённые ростом, основатели и инвесторы могут отказаться от выгодного предложения. Или продешевить. Yahoo — яркий пример ошибок менеджмента. Компания дважды не купила Google (за $1 млн в 1998 и за несколько миллиардов в 2002), зато потратила деньги на явно переоценённые проекты: купила безымянный Overture за $5,7 млрд. Сама Yahoo в 2008 году решила не продаваться Microsoft за $45 млрд. Очень зря: сейчас, за вычетом 15% доли в Alibaba, все активы компании стоят максимум $5 млрд.