“Плохие” белорусы

для меня
31 августа 201915 минут на прочтение

Решительные. Гибкие. Открытые для критики. Свободолюбивые. Все эти качества нельзя назвать общими чертами белорусов - уверен наш колумнист Саша Литвин. Он же предлагает подумать, какие особенности нашего общества, мышления и культуры мешают Беларуси стать колыбелью предпринимательства и стартап-нацией.

Саша Литвин
Журналист

Выученная беспомощность

Это состояние, в котором человек не пытается улучшить положение дел, даже если может. “Всё равно не получится, так зачем напрягаться?” Но кто сказал, что не получится?

В психологии есть понятие “локус контроля”. Это то, как человек ощущает ответственность за происходящее с ним. Локус бывает направленным вовнутрь — интернальным, и вовне — экстернальным. Гипертрофированный интернальный локус приводит к самоедству, мукам совести, губительному перфекционизму. Экстернальный “гуманнее” — он убаюкивает нашу ответственность за себя и даёт десятки вариантов почему не получилось/не получится. С ним комфортно, но в результате — смертельно опасно.

Правильный локус контроля больше направлен вовнутрь, но не отрицает и внешних факторов. Он объективен и не опирается слепо на какие-то излюбленные ориентиры. У белорусов явно преобладает экстернальный локус контроля. Но это не врождённое свойство: локус, как и любую другую модель мышления и установку, можно менять.

Боязнь критики и неумение её выражать

В США к факапам (своим и чужим) относятся как к ценному опыту. Человека, у которого не получилось, не будут считать неудачником. Он молодец, потому что рискнул, попробовал и стал опытнее — у него ещё всё впереди. Средний белорус же как огня боится даже конструктивной критики. И этот комплекс порождает несколько бизнес-демонов:

Будукаклох. Демон, удерживающий человека от попыток, чтобы в случае неудачи на него не показывали пальцем. Можно изгнать сильной верой в себя, вдохновляющим окружением и чтением биографии Томаса Эдисона. Тот открыл 6000 способов, которыми нельзя изобрести лампочку — у Будукаклоха не было шансов.

Ещёнеайс. Это порождение зла заставляет бесконечно совершенствовать продукт, прежде чем вывести его на рынок или узнать мнение первых клиентов. Лечится ритуалом MVP, когда минимально жизнеспособный продукт выпускают в свет и “допиливают” в процессе. Как заклинание можно читать “От нуля к единице” Питера Тиля.

Безвас. Многоголовая гидра живёт там, где бизнес не умеет работать с рекламациями клиентов. Безвас может справиться, разобраться, посчитать, проверить качество — она всё умеет и знает. Безвас чахнет тем быстрее, чем сильнее конкуренция. Варианты борьбы с гидрой — “Клиенты на всю жизнь” Карла Сьюэлла и “Доставляя счастье” Тони Шея.

Этождетище. Демон атакует бизнесменов, инвесторов и стартаперов, которые цепляются за давно безнадёжный проект. Высасывает деньги, время и силы. Отпускает, когда люди понимают, что лучше признать поражение сейчас и зафиксировать убыток на уровне 1х, чем созреть спустя год и потерять 5х. Помогает чтение “Думай медленно, решай быстро” Даниэля Канемана.

Знаютаких. Химера, дышащая едкой критикой. Порабощает умы интернет-комментаторов, бойцов диванных войск и токсичных безынициативных людей. Прогоняет нечисть “Несмотря ни на что” Марка Макгиннесса.

Застабильность

Мы — “синичная” держава, и журавли нам чужды. Эта надстройка в головах не появилась сама собой, и она как раз имеет внешнюю природу. Её сложно, но можно реформировать — есть успешные кейсы.

На исходе СССР, когда широко открылся рынок и стало проще начать своё дело, экономически Беларусь чувствовала себя куда лучше, чем соседняя Польша. Хотя та и не входила в Союз, дела в ней в 80-е и начале 90-х были куда хуже нашего. Инфляция достигала 600% в год, внешний долг вырос до 40 млрд долларов. Перемены к лучшему начались, когда власти решились на полную либерализация рынка и максимальную приватизацию.

Основные реформы пришлись на развитие малого и среднего бизнеса. Те предприниматели, которые ненавидели реформаторов в 80-х, сегодня их боготворят. Почему ненавидели? Реформы сулили боль уже сегодня, а кайф — только завтра. Но вот завтра наступило, и в нём малый и средний бизнес более чем на 60% формирует ВВП Польши. В Беларуси этот показатель равен 24,6%. В прошлом году средняя зарплата в Польше составила 1230 долларов, у нас — 450 (и была рекордной).

Ряд моих знакомых ездит на заработки в ближайшие европейские страны. Уверен, и у вас есть такие примеры. Рыба ищет, где глубже… Но мы ведь можем и свои запруды выкопать? А если вы уже начали перебирать в уме причины, по которым копать не получится - это она. Выученная беспомощность.

Нетолерантность

Вопреки расхожему мифу, белорусы — далеко не самая толерантная нация. И это выражается не только в отношении к инакомыслящим людям, но и в стандартах бизнеса. Нетолерантность в белорусском бизнесе — это когда:

  • клиента отказываются обслуживать на белорусском языке;
  • за ту же работу женщинам платят меньше, чем мужчинам;
  • женщин не воспринимают всерьёз на «мужских» должностях и в «мужских» профессиях (и наоборот);
  • при приёме на работу у девушки интересуются, когда она планирует заводить детей;
  • в ответ на конструктивные претензии в соцсетях представители компании хамят и отшучиваются, но не решают вопрос;
  • внешний вид, пол или возраст работника значат больше, чем профессиональные навыки;
  • в заведении нет пандуса, когда сделать его просто и недорого (компании или городу);
  • в кафе и магазины запрещают заходить с собаками;
  • запрещают фотографировать там, где можно, ссылаясь на “внутренние инструкции”.

Что бы вы добавили в список?

Папиццотность

Вышеперечисленные качества отражаются в желании “получать”, а не “зарабатывать” обещанные “папиццот” и больше. Белорус почему-то уверен, что ему должны. Ждёт, что за него решат и скажут, куда идти и что делать, возьмут ответственность за его, белоруса, благополучие.

У белорусов не особо развито чувство собственности. Когда на наших землях ещё было крепостное право, в Западной Европе уже несколько веков процветали идеи протестантской трудовой этики. С её неприкосновенной собственностью, пропорциональной труду наградой и духом капитализма. Да, институт предпринимательства выковывался в Европе сотни лет, пока у нас был оброк, барщина и поденщина. 

Но можно попробовать перешагнуть несколько этапов. И вместо того чтобы делать историческую обреченность фундаментом нашего дома — чуть подвинуть её в сторону. Стоя на ней, будет удобно строить стены.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Есть специальное B2B-сообщество, построенное на принципах честного анализа, только реальных кейсов и желании обмениваться исключительно полезным бизнес-опытом ради общей пользы. Оно называется “Клуб Клиентов”, и для вступления в него нужны всего две вещи: расчётный счёт в Альфа-Банке и регистрация на сайте Клуба. Уникальные мероприятия, скидки до -40% от партнёров, эксклюзивные услуги специально для корпоративных клиентов Альфа-Банка, и многое другое - всего в одном клике от вас:)